«Одевай рюкзак и дуй в школу! И шапку одеть не забудь!»
Почему засмеяли? Что здесь смешного?
— Петька, ну что ты топчешься у двери? Одевай рюкзак и дуй в школу! И шапку одеть не забудь!
— Угу… Вчера уже одел… Засмеяли…
— Почему засмеяли? Что здесь смешного?
Отправив сына в школу, Василий призадумался: «Надел – одел… Гммм… Как правильно-то? То ли надел рюкзак, то ли одел? То ли надел коня, то ли… ??? Раздел????»
Ох уж эти паронимы...
А вы тоже не можете справиться с паронимами – этими коварными словечками, которые в самый ответственный момент могут подвести? Кому же хочется показать себя невеждой?
Давайте разберемся с ними и поговорим серьезно и по-взрослому, чтобы они больше не портили нам жизнь. Я покажу вам несколько способов, чтобы их победить и запомнить раз и навсегда!
Почему несколько? Можно ведь только один? Можно. Более того, существуют фразы-помощники, которые нас выручают. Но здесь не всё однозначно. Русский язык настолько богат, а паронимы одеть-раздеть так часто используются в речи в неожиданных ситуациях, что одной фразой не обойтись. Вот и получается, что одна фраза не всегда отвечает нашим запросам. А несколько фраз – все «разношерстные», а нам нужен один принцип запоминания, иначе мы все равно запутаемся.
Сразу скажу, что работая с детьми, на своих уроках я старалась помочь ребятам запомнить информацию, учитывая, сколько ее каждый день загружается в голову учеников.
Построение схем, алгоритмов, поиск якорей, за которые можно зацепиться мыслью, взглядом, слухом, – не только развивает логическое мышление, но и помогает активизировать память. Давайте и мы с вами найдём те звоночки, которые разбудят мысль в нужный момент и помогут вспомнить правильный вариант употребления этих слов.
Я не говорю, что мой вариант запоминания универсален, может, кто-то знает лучше способ сохранить в памяти эти слова (поделитесь тогда, пожалуйста, с нами в комментариях), а я расскажу, как делаю это я и мои ученики – и это срабатывает. Буду рада, если мой способ поможет и вам, берите тогда его на вооружение.
1 СПОСОБ
Запоминаем по значению слов
Надеть – одеть – эти глаголы, как два брата-близнеца, очень похожи по морфологическому составу и близки по звучанию, но все же в литературном языке имеют разные значения.
Одеть
Одеть – значит «покрыть одеждой» или «снабдить одеждой кого-нибудь».
Например:
- девочка одевает куклу,
- мать одевает ребенка,
- старался одеть и обуть всю семью (перен.; т.е. заработать на одежду) и т.п.
Первые два якоря (зацепки) для запоминания – к слову «одеть»
Вот эта последняя фраза, на мой взгляд, может стать надежной зацепкой для запоминания значения слова «одеть» и правильного его употребления. Еще раз: старался Одеть и Обуть всю семью – нельзя ведь сказать «надеть и обуть всю семью».
Если вы всё же считаете, что можно, и не уверены в своей памяти, тогда вот вам первый якорь для запоминания: оба слова начинаются на одну и ту же букву – старался Одеть и Обуть всю семью.
Вывод 1:
© ЗАПОМИНАЕМ фразу: старался Одеть и Обуть всю семью,
© 1 якорь: Помним про две буквы «О2» – Одеть и Обуть.
Надеть
Надеть – значит «покрыть себя или часть своего тела какой-нибудь одеждой, обувью.
Например:
- надеть пальто, плащ;
- надеть шляпу; надеть ботинки и т.п.
Как запомнить?
Сделать выводы! Внимание к слову! Мы ведь запоминаем по ЗНАЧЕНИЮ этих слов – верно? Тогда ещё раз!
Одеть → кого-нибудь (другого: «всю семью»)
Надеть → себя (на себя любимого)
Конечно, я могу здесь предложить вам вспомнить известную фразу: Надеть одежду, одеть Надежду – хорошая фраза, она вписывается в момент нашего рассуждения (одеть кого-то, надеть на себя), но в наш алгоритм она не подходит. Мы ведь запоминаем пары с одинаковыми буквами, а здесь разные: Надеть – Одежду, Одеть – Надежду (Н – О, О – Н). Запутаемся.
Так что эту фразу вычёркиваем и не вспоминаем её.
Лучше поступим по-другому и включим здоровый эгоизм (на что ни пойдёшь ради Русского Слова). Давайте вспомним пословицу: своя рубашка ближе к телу. Это значит, что слово «надел» будет связано с понятием «на себя».
Допишем 2 и 3 якорь.
© 2 якорь: Одеть → кого-нибудь (другого: «всю семью»)
© 3 якорь: Надеть → себя (на себя любимого)
Чтобы дописать 4 якорь, давайте придумаем продолжение нашей фразы с буквой «О» в квадрате (О2), продолжение будет включать в себя слово «Надел» и еще что-нибудь на букву «Н». Например, «Надел Носки».
© 4 якорь: Помним про две буквы «Н2» – Надел Носки
Примечание: Глагол надеть – 2) значит также «нанизать, укрепить что-то на чём-нибудь».
Например:
- надеть кольцо на палец,
- надеть очки,
- надеть (т. е. наставить) трубу на самовар.
© 5 якорь: Надеть – нанизать, укрепить что-то на чём-нибудь
Одеть - надеть. Сформулируем предложение
Сформулируем предложение, учитывая все нюансы (якоря):
Соединим две фразы: старался Одеть и Обуть всю семью + Надел Носки
Выпишем все якоря, так нагляднее будет виден ход нашего рассуждения:
ЗАПОМИНАЕМ фразу: старался одеть и обуть всю семью,
© 1 якорь: Помним про две буквы «О2» – Одеть и Обуть.
© 4 якорь: Помним про две буквы «Н2» – Надел Носки
© 2 якорь: Одеть → кого-нибудь (другого: «всю семью»)
© 3 якорь: Надеть → себя (на себя любимого)
© 5 якорь: Надеть – нанизать, укрепить что-то на чём-нибудь
Вывод 2:
Например, можно написать такую фразу:
Он старался Одеть и Обуть всю семью, поэтому на себя Надел Носки, На палец – перстень и пошел на работу.
- Одеть и Обуть (Я-1)
- всю семью (Я-2)
- Надел Носки (Я-4)
- на себя (Я-3)
- на Палец – Перстень (Я-5)
2 СПОСОБ
Одушевленные – неодушевлённые?
Хорошо помогает сориентироваться в словах категория одушевленности и неодушевленности.
Глаголы надеть и одеть довольно чётко различаются по употреблению:
- одеть сочетается обычно с одушевлёнными существительными (одеть кого-нибудь), + с небольшим количеством неодушевлённых; при этом действие направленно на другой предмет (похожих на человека, подобие человека: кукла, манекен, скелет).
Например:
o Одевать ребёнка,
o Одевать коня попоной,
o Одевать куклу
- обозначающих надеть (надевать) – только с неодушевлёнными существительными (надеть что-нибудь); при этом действие направленно на его производителя.
Например:
o Надеть пальто,
o Надеть шляпу, туфли, калоши, перчатки, очки, коньки, кольцо и т.д.
- Искл. – конструкции с предлогом на, которые допускают действие, производимое по отношению не только к другому предмету (неод.), но и к другому лицу (одуш.).
Например:
o Искл.: надеть шубу НА ребенка (одуш.),
o надеть чехол НА кресло (неодуш.).
Вывод 3:
© Одеть → Одуш. сущ. (кого?)
© Надеть (надевать → на себя) → Неодуш. Сущ. (что?)
© Надеть (надевать)+ на … → Неодуш. (на + что?);
→ Одуш. (на + кого).
(Здесь опять срабатывают наши метки – повторяющиеся буквы «О2» и «Н2»
Проверим по нашей фразе:
- Одеть и Обуть всю семью (жену, дочь, сына – Одуш. сущ.)
- Надеть Носки (Неод.), + Надеть На Палец Перстень (Неод.)
Добавим в предложение фразу-исключение
Добавим в предложение фразу (искл.) – Надел НА ребёнка пижаму:
Он старался Одеть и Обуть всю семью, поэтому Надел НА ребёнка пижаму, на себя Надел Носки, На палец –перстень и пошел на работу.
3 СПОСОБ
Внимание на предлог
Если во фразах используются предлоги, обязательно обращаем на них внимание.
- Глагол одеть употребляется в конструкциях с предлогом в/во (одеть кого-то во что-нибудь),
- глагол надеть – в конструкциях с предлогом на, как бы соотносимым приставкой на – глагола (надеть что-то на что-нибудь).
o Одеть кого-то ВО что-нибудь
o НАдеть что-то НА что-нибудь
(Запоминаем по приставке и предлогу НА)
Вывод 4:
Проверим по нашей фразе:
Он старался Одеть и Обуть всю семью, поэтому Надел НА ребёнка пижаму, НА себя НАдел Носки, НА палец - перстень и пошел на работу.
4 СПОСОБ
Подбираем антонимы
А вот этот способ, на мой взгляд, самый действенный и расставляет все точки над i.
Глаголы надеть и одеть образуют разные антонимические пары:
- надеть – снять,
- одеть – раздеть.
Например:
- одеть ребёнка – раздеть ребёнка,
- надеть пальто – снять пальто.
По этим антонимическим парам легко запомнить правильное употребление глаголов одеть и надеть.
Некоторые мои ученики и здесь умудрялись запутаться. Они легко соединяли в пару: надеть – раздеть.
Как не запутаться в антонимических парах
Что же тогда делать?
Искать сопоставление с другими правилами в русском языке, которые мы хорошо знаем. Т.е. трудное запоминаем на легком (хорошо известном).
Вспомним употребление предлогов (кстати, и в этом очень легком и понятном правиле даже взрослые делают ошибки – но это по невнимательности).
Часто ли вы говорите своим детям: «Придешь со школы, не забудь…»
Кто видит ошибку? Конечно же, не СО школы, а ИЗ школы…
Запоминаем по предлогам
В – ИЗ:
- Дети идут куда? – В школу, значит, они возвращаются ИЗ школы.
- Мы идем В магазин, а возвращаемся ИЗ магазина…
- Положили В ящик, взяли ИЗ ящика.
НА – С:
- Но если мы идем НА стадион, то возвращаемся СО стадиона.
- Если ребенок залез НА дерево, то слез С дерева.
- Оставили НА столе, взяли СО стола.
Но вернёмся к нашим паронимам. Итак, они образуют антонимы (слова с противоположным смыслом). Выделим приставки:
- НАдеть – Снять,
- Одеть – РАЗдеть.
Нам достаточно запомнить первую пару:
НАдеть – Снять (На дерево – С дерева). Уловили? Теперь вы никогда не перепутаете эти слова.
Например:
- одела братишку.
- Тоня раздела братишку.
- Тоня
наделабратишку. - Тоня
снялабратишку.
5 СПОСОБ
Используем зрительную и моторную память
У некоторых детей (людей) хорошо срабатывает зрительная и моторная память. Им легко запомнить, если они что-то нарисуют, например, цветок. Сейчас поясню.
Помогает сравнение
Иногда помогает ещё такое очень «грубое» сравнение:
- Одевают то, что будет внутри
(Облечь кого-л. в какую-л. одежду),
- НАдевают то, что будет сНАружи
(НАтянуть, НАдвинуть (одежду, обувь, чехол и т. п.), покрывая,
облекая кого-что-нибудь).
Запомнить легко, если нарисуем цветок:
© Рисуем серединку цветка в виде кружка (это буква «О» – Одевать), она будет внутри,
© а потом вокруг серединки нарисуем лепестки – НАденем НА головку цветка венок из лепестков (они снаружи).
- Одеть ребенка (ребенок «внутри одежды»)
- НАдеть пальто (пальто сНАружи, сверху, укутывает, обволакивает).
Подведем итог
Я подробно вам расписала алгоритм рассуждения, как придумывать Фразы-опоры и как помочь себе и нашим детям запоминать трудные слова. Все это рассуждение, разумеется, запоминать не нужно. Просто теперь мы знаем с вами, на что обращать внимание.
А запоминаем мы следующее:
1. Фразу:
Он старался Одеть и Обуть всю семью, поэтому НАдел НА ребёнка пижаму, НА себя НАдел Носки, НА палец - перстень и пошел на работу.
2. Антонимы:
НАдеть – Снять (НА – С),
Одеть – РАЗдеть.
3. Нарисуй цветок:
внутри – Одеть, сНАружи – Надеть.
Срабатывает всегда, когда понимаем, что здесь зашифровано.
А теперь потренируемся:
Ответы смотрите в комментариях.
Так что же делать с рюкзаком – одеть или надеть?
Ответим на главный вопрос
А теперь ответим на вопрос: Почему все в школе смеялись с Петьки? Что же делать с рюкзаком – одеть или надеть?
Какой способ вы бы применили? Я предлагаю Способ 5 – нарисовать цветок. Помним, что серединка цветка – это Одеть, т.е. то, что внутри. Если мы рюкзак одели (рюкзак – это серединка цветка), тогда следует узнать: во что? (лепестки). Может быть, мы нарядим его в платье?
Ответ очевиден.
Как сказать правильно? Молодцы! - Рюкзак НАдеть (он сНАружи).
Вывод:
Итак, друзья, я показала вам 5 способов, как запомнить паронимы одеть – раздеть и разбудить нашу память. В каждой конкретной ситуации один из них да сработает. Буду рада, если это вам поможет.
Любите нашу речь, берегите её, говорите правильно и учите этому своих детей, узнавайте секреты русского языка вместе с нашим Фан-клубом «МаксМоро».
Вишенка на торте
А теперь вишенка на торте (детям не показывать)!
Лайфхак от Макса Моро :))
Макс Моро вчера узнал, какую я готовлю публикацию. Не долго думая, он мне подбросил фразу, которой сам пользуется)... Серьёзно? А что так можно было? Я здесь подготовила, так сказать, целую диссертацию, а он несколькими словами свёл все мои усилия на "нет" :))...
Ну что ж... Делюсь с вами, друзья! А вдруг это самые главные слова в нашей жизни, чтобы запомнить эти паронимы раз и навсегда! :))))))))
«Чтобы женщину раздеть, сперва нужно её одеть))»
Макс Моро, видимо, что-то об этом знает… А мы все ЗНАЕМ, что словам Макса можно верить :))
Шутки шутками, но именно такие нестандартные ситуации хорошо врезаются в память и застревают там на веки вечные, потом, если и захочешь, – никак не избавиться)… Так что пользуйтесь, друзья)!!!
С вами была Купалинка и Макс Моро!
Учите русский язык и читайте книжки вместе с Фан-Клубом «МаксМоро»!
Контакты Макса Моро:
Читайте на канале:
Похождения Непрушко" Макса МОРО - ("18+)
Друзья, подписывайтесь на канал, признавайтесь в любви Максу, оставив сердечки в виде лайка, делайте репосты и делитесь своим мнением в комментариях! Мы рады, что вы с нами!
ДЛЯ ИСТИННЫХ И САМЫХ ПРЕДАННЫХ ФАНАТОВ МАКСА МОРО!!!
БАНК НЕПРУШКО работает круглосуточно! )))
НЕПРУШКО В КУРСЕ!!!
Если вы желаете поддержать творческие проекты Макса Моро, оказать помощь можно здесь:
КАРТА 💥РОСБАНК 💥 👉 - 2200 3911 1084 4161
👉СПАСИБО ЗА ПОДДЕРЖКУ