30 апреля 1945 года 150-я пехотная дивизия запланировала амбициозную атаку с целью захватить культовое здание Рейхстага в Берлине. Штурм был назначен на 6 утра, но, к сожалению, батальоны столкнулись с немедленным сопротивлением и смогли продвинуться только на 50 метров, прежде чем попали под перекрестный огонь на Книгсплатц. Первый батальон был вынужден лечь на землю, а последующие атаки еще двух батальонов привели к тяжелым потерям.
Интересно, что советской пехоте пришлось столкнуться не только с защитниками Рейхстага, но и столкнуться с шквальным огнем величественного здания Кроль-Опера, расположенного в южной части Книгсплац, напротив Рейхстага. Наличие этой дополнительной укрепленной позиции усугубило проблемы, с которыми столкнулись атакующие силы.
Признавая необходимость подкрепления, комдив Шатилов запросил помощи. Потребовалось время, чтобы подтянуть танки и артиллерию для поддержки пехоты, создав временное затишье в боях вокруг Рейхстага. Соседние полки 171-й стрелковой дивизии также наступали, но перед штурмом здания важно было сломать немецкие укрепления и проделать проемы в стенах и дверях Рейхстага.
Ключевым фактором штурма было наличие танков и артиллерии. Как и в остальной части Берлина, советским войскам необходимо было преодолеть оборону нацистов и создать бреши для наступающей пехоты. Чем больше артиллерийской поддержки могли бы развернуть Советы, тем легче было бы продвигаться пехоте. Однако немцам удалось частично разрушить близлежащий мост Мольтке, что помешало свободному проезду. Ночью советские инженеры переделали мост, чтобы снова сделать его проходимым, и к 8 часам утра первые артиллерийские части начали переход под интенсивным немецким обстрелом.
Интересно, что огневой мощи 79-го корпуса хватило, чтобы обеспечить две дивизии тяжелой артиллерийской поддержкой для штурма Рейхстага. Однако такая концентрация техники была бы нецелесообразна на ограниченном доступном пространстве, а дальний обстрел мог привести к значительным потерям среди своих. Это был тонкий баланс между оказанием поддержки и предотвращением инцидентов с дружественным огнем, которые уже происходили из-за смешанного характера войск в охваченном хаосом Берлине.
В течение двух часов через мост Мольтке было переправлено 89 орудий, гаубиц и минометов. Однако плацдарм был настолько перегружен, что некоторые орудия меньшего калибра, в том числе 76-миллиметровые, были подняты в близлежащие здания, такие как дом Гиммлера, что обеспечило прямую огневую поддержку Рейхстага. В 10 часов утра, до прибытия танков, артиллерийские части начали обстрел Рейхстага.
После часовой непрерывной артиллерийской подготовки две советские дивизии начали штурм. 171-я дивизия наносила удары по правому флангу, наступая на здание Кролл-оперы, что препятствовало штурму Рейхстага пулеметным огнем и прикрывало 88-мм орудия. 150-я стрелковая дивизия со Знаменами Победы с непоколебимой решимостью двинулась в атаку. Возможность водрузить красное знамя 3-й ударной армии на рейхстаге побудила солдат, сержантов и полковников выложиться по полной.
Несмотря на дымовую завесу, образовавшуюся от горящих в этом районе пожаров, продвижение 150-й пехотной дивизии оставалось сложной задачей. Частям дивизии удалось проползти всего 200 метров за час, дойдя до края рва, окружавшего Рейхстаг. Однако затем советская пехота столкнулась с ожесточенным зенитным огнем с башни ПВО в парке Тиргартен, расположенной в двух километрах от нее. Кроме того, части СС предприняли контратаки на флангах, чтобы помочь защитникам Рейхстага.
Не испугавшись, советские батальоны отказались отступать и беспощадно сражались. Они цеплялись за землю, используя траншеи, и безжалостно продвигались вперед, призывая к усилению огневой поддержки своего командира. Несмотря на неудачу, дивизия по приказу генерала в 13 часов отвела свои полки, чтобы дать возможность обрушить на Рейхстаг всю мощь корпусной артиллерии.
Первыми по мосту Мольтке перешли танки Т-34-85 и ИС-2 из состава трех танковых полков. Десятки советских танков заняли позиции на окраине Книгсплац, обрушив на Рейхстаг оглушительный дождь из взрывчатки и зажигательных средств. Тем временем реактивные установки «Катюша», расположенные на противоположном берегу реки Шпрее, засыпали небо ракетами, еще больше усилив штурм. 203-мм гаубицы 79-го корпуса добавляли к какофонии свой глубокий гул по мере приближения к Рейхстагу.
Битва за Рейхстаг была далека от завершения, и ее исход зависел от решимости и стойкости советских войск. Сцена была подготовлена для ожесточенной и решительной борьбы, поскольку штурм продолжал разворачиваться среди хаотичного ландшафта Берлина.