Найти тему
diletant.media

Моральный облик императора Октавиана

Оглавление

Политика «исправления нравов» стала одной из самых провальных кампаний императора Августа. Он задумал вернуть римскому народу утраченные духовные скрепы. Первый римский император строил храмы и запрещал адюльтеры. Но при этом сам не мог служить образцом строгой морали.

Чтобы сделать Рим сильным вновь

Когда нация утрачивает ценностные ориентиры, то даже при отсутствии внешней угрозы в стране начинаются процессы дестабилизации — такое представление об упадке нравов как ключевой первопричине всех бед было широко распространено в Риме в 1-м веке до н. э.

К началу правления Августа в империи процветали коррупция, стяжательство, проституция и пьянство. Носителем пороков являлась, как правило, столичная знать.

Древнеримский пир. Источник: Wikimedia Commons
Древнеримский пир. Источник: Wikimedia Commons

Для возвращения к «истинным римским ценностям» Октавиан Август решил изменить законодательство. Он был уверен, что с помощью хороших законов можно будет успешно заниматься возрождением духовности и бороться с роскошью. А укрепление института семьи позволит вернуть в общество уважение к таким понятиям, как любовь и верность.

«Традиционная» семья

Большая часть «нравственных» законов касалась брачно-семейных отношений. Например, Lex lulia de maritandis ordinibus обязывал граждан высших сословий состоять в браке — всех мужчин до 60 лет и женщин до 50 лет. Отступников ждали наказания.

Император регламентировал (под угрозой смерти) даже интимную жизнь граждан! Lex lulia de adulteriis coercendis запрещал прелюбодеяния. Например, если мужчина, узнавший о неверности жены или дочери, не принимал никаких мер к преступнице, ему самому грозил суд за сводничество.

Древнеримская косметика. Источник: Wikimedia Commons
Древнеримская косметика. Источник: Wikimedia Commons

Lex sumptuaria — закон по борьбе с роскошью — ограничивал расходы на пиры, свадьбы, похороны и украшения. Специальным «подзаконным актом» женщинам запрещалось носить одежду из дорогих тканей.

Возрождение духовности и массовое строительство храмов стало ещё одним важным направлением государственной пропаганды.

Развратен, азартен, пристрастен к вазам

Император одевался и обедал скромно, посещал храмы. Жену Ливию и дочь Юлию заставлял садиться за ткацкий станок, чтобы по заветам предков носить одежду, сделанную их руками. Таким императора видела публика.

На самом деле Октавиан Август не чурался ни роскоши, ни удовольствий. Особенно плотских.

Октавиан Август. Источник: Wikimedia Commons
Октавиан Август. Источник: Wikimedia Commons

О несчётном количестве его любовниц ходили легенды. Во время голода в Риме Август устраивал обильные пиры, гости на которых возлежали за столами, изображая богов, что считалось кощунством.

Император был азартен в игре в кости и жаден до роскоши, его страстью были вазы. «Уверяли, что он занёс некоторых людей в списки жертв, чтобы получить их коринфские вазы», — писал Светоний.

Подобная политика двойных стандартов приводила к тому, что программа по исправлению нравов буксовала, да ещё и приносила обратный результат: например, стали популярными фиктивные браки.

Прелюбодеяние как повод для расправы

В 9 году в дополнение к первой серии нравственных законов (их называли Юлиевыми) был принят Lex Papia Poppaea — закон сенаторов Папия и Поппея, сподвижников Августа. Он смягчал предыдущее брачное законодательство и вводил льготы для многодетных родителей (например, отец троих и более детей имел преимущество при назначении на государственную должность).

Также Lex Papia Poppaea вводил штрафы за нарушение семейного кодекса и вознаграждение за доносы на тех, кто уклонялся от исполнения супружеского долга. Доносить на хозяев разрешалось даже домашним рабам.

Внутренний двор дома в Помпеях. Источник: Wikimedia Commons
Внутренний двор дома в Помпеях. Источник: Wikimedia Commons

Но и эти меры не достигли цели. Как позднее констатировал знаменитый историк Тацит: «Супружества не стали чаще, и детей не рождалось больше».

Зато обвинения в неисполнении супружеских обязанностей превратились в удобный инструмент политической расправы. При помощи подобных процессов устранялись неугодные противники режима.

Подробнее