История католической общины в Нижнем Новгороде очень интересна.
Первые католики в Нижнем Новгороде появились в XVI-XVII веках. Они селились в так называемой Панской слободе. Панская слобода – территория проживания поляков, литовцев и немцев, которые попадали в плен в течение многих войн ещё со времен Минина и Пожарского. После Отечественной войны 1812 года в Нижнем Новгороде осталось небольшое количество французских пленных, часть из которых осела на берегах Волги. В 1830 году к ним прибавились ссыльные поляки. Многие европейцы в поисках работы шли в учителя иностранных языков, истории и других наук.
В какой-то момент их набралось достаточно, чтобы открыть самостоятельный приход. С 1833 по 1836 г. в Нижнем Новгороде начинают формироваться привилегированные учебные заведения: Александровский дворянский институт, Мариинский институт благородных девиц; позднее, в 80-х годах, в город переезжает Аракчеевский кадетский корпус. В этих учебных заведениях обучались лица разных национальностей, для которых было обязательно прикомандировано духовенство различных христианских конфессий. В это время в Нижний Новгород стали приезжать католические священники. Появление первых постоянно присутствующих католических священников стало значительным шагом в формировании общин, в которые должны были войти выходцы из Европы, прибывшие в процветающую Нижегородскую губернию в поиске средств к существованию.
Изредка в город наведывались священники из Казани, Москвы или Саратова, совершавшие богослужения в частных домах или арендованных помещениях.
В 1857 г. купцы-католики подали прошение о разрешении построить часовню на ярмарочной площади. Наибольшую активность проявил купец-армянин Агапит Еларов. После долгих усилий католикам удалось добиться разрешения на постройку каменной часовни у подножия кремлевского холма. Поскольку к тому времени купцы объединили свои пожертвования со средствами местных прихожан, удалось вместо часовни построить небольшой каменный храм без колокольни, освященный в 1861 г. во имя Успения Божией Матери. Настоятелем прихода был назначен о. С. Будревич, исполнявший также обязанности военного капеллана. В храме было три алтаря, рядом с ним, в саду, на деревянной перекладине висело два колокола. Здание представляло из себя небольшую постройку в псевдоготическом стиле, украшенную скромным декором. Окрашенные в красный цвет стены были прорезаны стрельчатыми окнами, над входом выделялось большое круглое окно-розетта. Фасад завершал высокий фронтон с небольшой башенкой, декоративные элементы подчеркивались белым цветом. При храме был построен также дом священника и флигель для органиста, сзади был разбит сад.
Следующий значительный наплыв в нижегородский край населения, принадлежащего к Католической Церкви, происходит после польского восстания 1861-1863 гг., активные участники которого были высланы в Россию, в отдаленные от западных границ губернии. Позднее в Нижнем Новгороде появляются уже целые группы русских католиков, связанные с именами Николая Толстого и нижегородца о. Алексея Зерчанинова.
К началу Первой мировой войны в Нижегородской губернии было около 5700 католиков; в самом городе, кроме храма, было еще три часовни, часто фигурирующие в документах как отдельные приходы. Священники выезжали для совершения богослужений в уездные города, а при приходе регулярно работали Польский и Литовский благотворительные комитеты, комитет по делам беженцев, пленных офицеров и т. д. В приходе также была публичная библиотека, хор, воскресная школа.
К 1914 г. приход так разросся, что появилась необходимость в строительстве нового храма. 16 мая 1914 г. католическая община Успения Пресвятой Девы Марии получила в дар от священника Петра Варфоломеевича Битны-Шляхто купленный им у потомственной дворянки А. И. Михайловой участок земли с усадьбой и садом по ул. Студёной для строительства новой церкви. Поначалу предполагалось построить по проекту архитектора Михаила Игнатьевича Кунцевича огромный псевдоготический храм с высокими башнями, но начавшаяся война помешала этим планам, так что в итоге был сооружен более простой и низкий храм, с потолком вместо сводов и без башен. Службы в нем совершались до 1929 г., после чего часть прихожан была репрессирована; в 1949 г. здание было кардинально перестроено, - в нем разместилось вначале общежитие, затем радиоузел, а в 1960-е гг. строение передали Центру научно-технической информации.
Старый же храм Успения Пресвятой Девы Марии был закрыт и снесен в 1920-30 гг., сейчас трудно даже установить точно место, где он находился.