Двое мужчин задумали необычное предприятие: первыми в мире найти и описать все 39 видов легендарных райских птиц. Съездив в 18 экспедиций, они добились своего.
B Новой Гвинее кенгуру лазают по деревьям, а 30-сантиметровые бабочки порхают по сельве, где в грязи суетятся яйцекладущие млекопитающие. Здесь живут носатые – им только с Сирано тягаться! – лягушки, а реки кишат рыбой всех цветов радуги.
Но ни одно из чудес Новой Гвинеи не завораживало ученых так сильно, как создания, которых натуралист Альфред Рассел Уоллес еще в XIX веке назвал «самыми необыкновенными и самыми красивыми из пернатых обитателей Земли»: райские птицы, Paradisaeidae.
Этих сказочных существ всего 39 видов, и обитают они исключительно в Новой Гвинее и на нескольких соседних территориях. Несмотря на длительные исследования, до недавнего времени никому не удавалось увидеть всех райских птиц.
Райские птицы развили привлекательные украшения до такой степени, которую даже педантичные и редко чему удивляющиеся ученые назвали абсурдом. В 2003 году орнитолог из Корнелльского университета Эдвин Шоулс вместе с Тимом Ламаном, биологом и фотографом, начали планировать главную экспедицию своей жизни: они решились задокументировать все виды райских птиц.
На это потребовалось восемь лет и 18 экспедиций в самые экзотические уголки планеты. С помощью фото, видео и звуковых записей Шоулс и Ламан запечатлели самые разные моменты жизни диковинных птиц. Особенно интересным оказалось токование самцов. Они распускают золотые перья и комично танцуют, их чувствительные перышки-усики похожи на антенны роботов, перья переливаются, шейки словно украшены ожерельями, а хвосты раскрываются веерами. Их раскраска затмевает любые драгоценные камни, и вся эта экстравагантность служит одной-единственной цели – привлечь внимание как можно большего числа самок.
Райские птицы – утрированное доказательство теории Чарлза Дарвина о половом отборе: самки выбирают партнеров с наиболее яркими, а значит, доминирующими чертами, таким образом повышая вероятность передать соответствующие гены следующему поколению. В Новой Гвинее почти нет хищников, поэтому великолепные пернатые благоденствовали и развили привлекательные украшения до такой степени, которую даже педантичные и редко чему удивляющиеся ученые назвали абсурдом.
Роскошные перья райских птиц тысячи лет высоко ценились как элементы экзотического декора. Птицеловы, в XVI веке продававшие в Европу первых особей, часто безжалостно отрезали Paradisaeidae крылья и ноги, чтобы укрепить легенду о птицах богов, которые парят в облаках, никогда не спускаясь на землю, и питаются манной небесной.
В XXI веке Ламан и Шоулс решили – прощайте, легенды, – подробно описать все 39 видов. На острове Батанта, к западу от Новой Гвинеи, Ламан полсотни метров продирался через лесную чащу, чтобы сфотографировать брачные игры красной райской птицы. Восточнее на пару тысяч километров, на полуострове Хуон, он спускал камеру с ветки дерева, чтобы рассмотреть цветастое грудное оперение и «балетную пачку» самцов ванесовой паротии так, как их видят самки.
Хотя оба мужчины раньше уже бывали в тропиках, они и предположить не могли, что их ждет. Они перенесли долгие походы по затопленным тропам, дважды дрейфовали в море, когда отказывали лодочные моторы, а ради первых фотографий черногорлой астрапии, застывшей вниз головой в позе ухаживания, ученые провели больше двух тысяч часов в укрытиях, выжидая и наблюдая. Появление гривистой манукодии в ее иссиня-черном наряде ознаменовало конец исследований в июне 2011 года.
Шоулс и Ламан надеются, что их работа послужит стимулом для охраны природы Новой Гвинеи, где животные до сих пор защищены лишь труднодоступностью мест их обитания. Как писал Уоллес: «Кажется, природа приняла все меры предосторожности, чтобы ее самые сокровенные драгоценности не обесценились тем, что их можно слишком легко заполучить».
Почитайте еще: "Альбатросы – самые альтруистичные птицы на Земле. И вот почему"