Давид Бен Гурион отправил все 4 машины в поддержку пехотной бригаде "Гивати" "державшей" это направление. "Саккины" отбомбились - каждый нес по две семидесятикилограммовые бомбы - по скоплению египетской техники близ Ашдода, потом провели штурмовку.
Два самолета, сбитые египетскими ПВО, не вернулись из боя. Однако египтяне, впечатленные авианалетом, наступление на Тель-Авив остановили.
Израильская авиация впечатлила.
А израильтяне спешили, ведь еще 19 апреля переделанные под бомбардировщики "транспортники" египтян бомбили автовокзал Тель-Авива.
С жертвами. 42 погибших.
На следующий день два "Саккина", еще бывшие в строю, (и еще несколько самолетов спешно собирали из доставленных комплектов) бросили на иорданский фронт.
Они штурмовали иорданские войска близ города Тулькарм.
Там иорданская армия прорывалась к Нетании силами пехоты при 20 бронетранспортерах.
"Саккины" отбомбились по железнодорожной станции, на которой высаживались войска, причем при бомбежке упал в море еще один самолет - по официальной версии, он слишком снизился, и его зацепили осколки собственных бомб.
***
Но на следующее утро последний "Саккин" бомбил крепость Патрун.
В ней засели арабы.
Первый свой воздушный бой единственный оставшийся в строю истребитель израильской авиации принял 3 июня 1948 года.
В тот день полковник Мордехай Алон на последнем из первой четверки "Саккине" сбил в небе над Тель-Авивом два египетских транспортника, которые готовились бомбить город.
Египтяне переоборудовали транспортные С 47 "Дакота" под бомбардировщики и чувствовали себя в небе над Палестиной совершенно свободно.
Первую "Дакоту" С 47 Мордехай Алон сбил над городом Ришон-ле-Цион, пригородом Тель-Авива, вторую - над Средиземным морем, когда египетский бомбардировщик пытался выйти из боя и удрать.
Эти четыре чехословацких S-199, без преувеличения, спасли Израиль.
Дали войскам передышку. В самые тяжелые для вновь образованного государства дни.
Можно было бы сказать, что Фортуна была на стороне израильтян.
Но мне больше нравится - благодаря отчаянной храбрости и самопожертвованию израильских летчиков.
***
К 9 июля 1948 года численность 101-й истребительной эскадрильи израильских ВВС снова была - 4 машины.
Чехословацкие техники успели собрать еще 3 самолета.
Все 4 "Саккина" 9 июля отправили на штурмовку египетских войск в Секторе Газа.
После штурмовки на базу вернулись три.
10 июля два сирийских самолета «Тексан» АТ- 6 - учебные, переделанные в бомбардировщики, бомбили израильские позиции севернее Тель-Авива.
На перехват подняли два "Саккина".
Воздушный бой между ними и двумя «Тексанами» закончился вничью. На земле сгорели один "Тексан" и один "Саккин".
С таким же счетом закончился 18 июля бой звена «Саккинов», только что прибывших из Чехословакии, с египетскими самолетами.
Всего из 25 купленных до Израиля долетели - в разобранном виде - 22 S 199.
Один из транспортников, перевозивших истребители, разбился при посадке на запасной аэродром Сде-Дов во время песчаной бури. Его по ошибке обстреляли сами израильтяне.
Второй пошел на вынужденную посадку в Афинах, его груз арестовали греки.
Продолжение следует
Подробнее, и вообще - много интересного: https://t.me/ugol_naklona