Найти в Дзене
klapan1-2

Израиль, Сталин и чешские "мессеры".

Ну, и обучали, разумеется. И не только на месте.
Самолеты с зелеными ящиками стартовали с аэродрома в Ческе-Будеёвице (привет бравому солдату Швейку), куда завозилось оружие с складов.
Там же, в Ческе-Будеёвице, обучали израильских танкистов. Десантников - тоже там.
Младших командиров учили в Оломоуце. Полторы тысячи бойцов Армии обороны Израиля прошли здесь обучение. Еще две тысячи - в Микулове.
Радистов готовили в Либерце, дизелистов - электромехаников - в Пардубице.
Ну, и до "Мессершмиттов" наконец-то добрались.
Они, правда, были не совсем "Мессершмиттами". Производили их две чехословацкие фирмы, одна из них - Avia и самолеты именовались Avia S-199. Почти "Мессершмитт 109".
Почему почти?
Avia S-199 — это поршневой одномоторный истребитель, который состоял на вооружении ВВС Чехословакии и Израиля.
На вооружении ВВС Чехословакии машина состояла до начала 1950-х годов.
В войну "Мессеры" собирали и в Чехословакии. И после Победы 500 "машинкомплектов" остались невостребованными.
S 199 он же - "Саккин"
S 199 он же - "Саккин"

Ну, и обучали, разумеется. И не только на месте.
Самолеты с зелеными ящиками стартовали с аэродрома в Ческе-Будеёвице (привет бравому солдату Швейку), куда завозилось оружие с складов.
Там же, в Ческе-Будеёвице, обучали израильских танкистов. Десантников - тоже там.
Младших командиров учили в Оломоуце. Полторы тысячи бойцов Армии обороны Израиля прошли здесь обучение. Еще две тысячи - в Микулове.
Радистов готовили в Либерце, дизелистов - электромехаников - в Пардубице.

Ну, и до "Мессершмиттов" наконец-то добрались.
Они, правда, были не совсем "Мессершмиттами". Производили их две чехословацкие фирмы, одна из них - Avia и самолеты именовались Avia S-199. Почти "Мессершмитт 109".
Почему почти?
Avia S-199 — это поршневой одномоторный истребитель, который состоял на вооружении ВВС Чехословакии и Израиля.
На вооружении ВВС Чехословакии машина состояла до начала 1950-х годов.
В войну "Мессеры" собирали и в Чехословакии. И после Победы 500 "машинкомплектов" остались невостребованными.

***
Их стали собирать уже для нужд ВВС Чехословакии.
Собрали, правда, всего 29 штук. Поскольку еще в 1945 году возникла проблема: комплектов хватало, а вот двигателей... в один совершенно не прекрасный день в Красна Бреста взлетели на воздух сахарорафинадные заводы. Взрыв был ужасной силы. Грешили на подпольные организации судетских немцев, но в 1945-м доказать ничего не смогли.

Вместе с сахарными заводами на воздух взлетели и склады оружия и техники - в том числе и те, на которых хранились двигатели Daimler-Benz DB605 для "Мессершмиттов". Все остальное было в избытке.
Выход нашли: стали на истребители ставить двигатели от... бомбардировщиков "Хейнкель" - Junkers Jumo-211F.
На бомбардировщике их было два, на истребителе - бомбардировщике S-199 - один.
Соответственно, летные качества машины, по сравнению с "Мессером" времен войны, были слабее. Скорость, например, снизилась. Максимальная - с 621 км/ч до 540 км/ч. Были и другие проблемы.
Но это был боевой истребитель.

***
Вооружение истребителя чехословацкого производства состояло из двух синхронных 13,1-мм пулеметов MG-131, которые располагались под капотом машины, а также двух 20-мм автоматических пушек MG-151, расположенных в подкрыльевых гондолах.
Агенты по закупке вооружения прибыли в Чехословакию 23 апреля 1948 года. Истребители были нужны, как воздух: ВВС арабских государств уже бомбили Тель-Авив с переделанных для бомбометания транспортных "Дугласов"
А потому не скупились: за первую партию в 10 Avia S-199 с бомбами и боеприпасами отдали 1800000 долларов. По 180 тысяч за штуку. Втрое против цены. Но... главное, что успели они вовремя.
Вообще-то, хотели приобрести более скоростные "Спитфайры", британские, но... потом купили.

Зато примерно в то же время провернули любопытнейшую операцию:
Приобрели... в Великобритании четыре истребителя «Бофайтер» от имени новозеландской кинокомпании якобы для съемок фильма о подвигах новозеландских летчиков в войне на Тихом океане.
Но это так, к делу не относится.

***
Израильских летчиков для работы на Avia S-199 учили на территории Чехословакии.
Самолеты - уже собранные - снова разбирали и грузили в транспортные С 46. Через Корсику летели на авиабазу Экрон.
Там самолеты встречали чехословацкие авиамеханики. снова собирали их, превращая из Avia S-199 в израильский "Саккин" (нож), одновременно обучая израильтян - техников.
29 мая 1948 года были собраны четыре первых истребителя-бомбардировщика «Авиа» S-199.
Всего через день после того как они были собраны, их бросили в бой. Назвав "Истребительной эскадрильей 101".
Египетские войска подошли к Тель-Авиву, и - решение принималось на самом высоком уровне - премьер-министр (!) Давид Бен Гурион отправил все 4 машины в поддержку пехотной бригаде "Гивати", "державшей" это направление.

Продолжение следует

Подробнее, и вообще - много интересного: https://t.me/ugol_naklona