Дорогие подписчики и посетители моего канала! Возвращаясь к публикации после долгого перерыва, прежде всего благодарю вас за терпение. Вы не покинули канал, за это время даже добавились новые подписчики. Горячий "полевой" сезон завершился, урожай с огорода убран, и я снова один раз в неделю буду выходить с постами.
Близится к окончанию очередной год. И если бы меня спросили, какое событие года для меня самое значимое, я бы назвал посещение малой родины: деревни Младенск, где я появился на свет в в победном 1945 году, и где похоронен мой отец; города Жиздры с её уютными улочками, памятными местами школьной юности; районной библиотеки с богатой историей; редакции газеты "Искра", напечатавшей мои первые заметки.
А сегодня я остановлюсь на встрече с Жиздринской школой №1. После выпуска нашего класса в 1963 году старое здание школы передали государственным учреждениям, а занятия перевели в новое современное здание (фото 1, школьная линейка в 2022г.). В строительство новой школы тогда вложил много сил и умения её директор Николай Сергеевич Шумкин.
Прошло 60 лет
Наше знакомство с сегодняшним директором школы Е.В. Помазёнковым состоялось в его кабинете. Он рассказал, что учащиеся, учителя, общественность города готовятся отметить важную дату в истории района - 80-летие освобождения Жиздры от немецко-фашистских захватчиков. Кроме того, нашей школе исполнилось в этом году 150 лет. К этим датам была издана книга "Город, восставший из пепла..." (фото 2, вынесено в заголовок). В её создании участвовали педагоги, школьники, родители. Были задействованы воспоминания жителей города, семьи которых перенесли тяжёлые годы оккупации, потом восстанавливали город, сожжённый дотла. В книгу вошло много интересных рассказов о школьном образовании в минувшие годы.
Потом Евгений Валерьевич провёл меня по этажам, длинным коридорам, Показал техническую оснащенность классных комнат, компьютерный кабинет, мастерскую, школьный музей. Сейчас он мечтает собрать фотографии или списки выпускников за все 150 лет существования школы. Мне осталось только порадоваться возможностям современной подготовки детей. На прощанье мы вручили друг другу книги, посвящённые нашей общей малой родине (селфи 3,слева Е.В. Помазёнков).
Мне эта встреча была дорога ещё и потому, что выпуску нашего класса (фото 4) исполнилось 60 лет. И я рад был встретить на аллее, где проводятся школьные линейки, памятные таблички с именами учителей-ветеранов, преподававших и в нашем классе. О периоде своей учёбы и жизни в 50-х - 60-х годах, о детстве в послевоенной деревне я рассказал в книге "Мы помним вас,учителя!" Она вышла в электронном и бумажном виде на издательской платформе ЛитРес (фото 5, на обложке старое здание школы). Ниже я привожу отрывок из этой книги.
Прощание о школой
"Начал 60-х годов. Даже мы, юноши, чувствовали витающую в обществе возбуждённость, стремление людей к лучшему, веру в завтрашний день. Первый полёт космического корабля с Гагариным, освоение новых земель в Сибири с богатейшими запасами полезных ископаемых, развитие химии, ядерной физики... На фоне этого появляются популярные писатели и поэты современности: Юрий Бондарев, Роберт Рождественский,Евгений Евтушенко... И мы на школьных вечерах читаем со сцены:
"...Сам я винтиком был, старался,
Был безропотным, еле видимым "
Это Рождественский переосмысливает своё отношение в сталинскому периоду, имея в виду речь Сталина в честь Дня Победы, где он народ сравнивал с винтиками. А в стихотворении Евтушенко "Давайте, мальчики!" меня до сих пор удивляет, как точно в свои молодые годы подметил автор особенность человеческого характера быть максималистом, бескомпромиссным в юности и рассудительным, покладистым в старости.
Заканчивался последний учебный год. Выпускные экзамены начались 30 мая 1963 года (день моего рождения) с сочинения. Было солнечное, нежное утро. По улице в палисадниках и на школьном участке буйно цвела сирень. Одноклассники в приподнятом настроении рассаживались по одному за столы. Анжела Викторовна назвала две обязательные темы сочинения по пройденному материалу и одну на вольную тему.
У меня не оказалось листов бумаги для черновика, и учительница разрешила сбегать за ними в интернат. Захожу в комнату. На стенах, на тумбочках, в зеркале играют солнечные зайчики. Из репродуктора звучит жизнерадостная мелодия концерта для фортепьяно с оркестром Кабалевского, внушающая оптимизм, веру в благополучный исход экзамена. Вот с этим настроением на одном дыхании написал сочинение на вольную тему и получил редкие для меня оценки по этому предмету: "пять" за содержание, "четыре" за грамотность. Я писал что-то об общечеловеческих ценностях, опираясь на авторитет Маяковского, Твардовского, Юлиуса Фучика, Юрия Бондарева, писал об обили знаний, почерпнутых в процессе обучения, которые забываются со временем, но не исчезают, а как автомашина в весенний заморозок, пробивают лёд в колее жизни в стремлении человечества к новым вершинам.
В экзаменах прошёл весь июнь. Потом было фотографирование всем классом, последний общий поход в кино и прощальный выпускной вечер с лёгким банкетом, с танцами в спортзале, на который из-за малочисленности класса пригласили младших ребят и девчат.
Притихшей стайкой мы до рассвета бродили по городу, заходили в любимый горожанами бор, опять возвращались в горсад с аллеей высоких древних деревьев. Прощались на мосту через реку Жиздру. Я вырезал ножом на перилах моста последний автограф. Светало. Над водой всё выше поднимались хлопья густого тумана. Туманно ещё было и наше будущее..."
До новых встреч!