Замечаю и радуюсь тому, что общество сейчас сместило фокус на детоцентрированную модель воспитания.
Наблюдаю за опытом детей, которые росли 30 лет назад - это бОльное.
Как будто задача родителя того времени была - обеспечить только физическое выживание.
А хорошо бы (радуюсь, что сейчас все чаще так), родителю понять, что маленькому человеку нужна не только еда и постель, а ещё и эмоциональная включённость, помощь и поддержка в распознавании и проживании того, что с ним происходит.
С удовольствием замечаю, что популяризация психологии, и легализация выражения своих эмоций способствуют формированию устойчивых опор и более безопасного мира для маленьких людей.
Однажды я была участником интересного эксперимента. 20 взрослых разделили на группы по их месту в семье: средние дети со средними, старшие со старшими, а также группа младших и группа единственных детей в семье.
Суть эксперимента заключалась в простом-пообсуждать, как вам жилось ребёнком. Приходилось ли конкурировать за внимание родителей, завидовать, заботиться, делить комнату с сиблингами и как это было.
По итогам упражнения оказалось, что:
- старшие злятся на родителей за то, что им рано передали ответственность, за то что навешивали свои проекции, за то что пришлось нянчиться с этими младшими, за то что все самое милое, вкусное всегда доставалось не им.
- средние злятся, что родители на них почти не обращали внимания. Что старшие были над ними старшими, а младшие были любимее и младше. А им самим, как будто, и не было места. Отмечают, что теперь им сложно выстраивать отношения с авторитарными фигурами.
- младшие злятся, что родители все доверяли старшим, относились к ним серьезнее. На то, что старшие их постоянно били, поучали, отвергали.
Тут хочется немного уравновесить чаши весов и заметить, что в семье вместе со всеми страданиями, дети бесспорно получают и характерные для каждого места плюшки:
- старшие учатся брать на себя ответственность, рисковать, воспитывают терпение и силу воли.
- средние отлично развивают социальные навыки и здорово умеют работать в команде.
- младшие вырастают харизматичными, артистичными, потому что детство проводят в постоянном процессе поиска и создания различий между собой и старшим.
Все это о том, что нельзя угадать, каким будет путь ребёнка. Как говорит мой тренер: будет как будет. Главная задача родителя - быть рядом и выполнять подходящие для каждого периода взросления функции.
Мы с коллегой собираем терапевтическую группу для подростков. Принимаем заявки до 26.10.23
Автор: Забиркина Анастасия Владимировна
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru