1975-1983 годы
СССР
Значительный экономический потенциал Архангельской области, наличие особорежимных и важных народнохозяйственных предприятий, ряда полигонов для испытания современного оружия и космической техники, соединений Краснознамённого Северного флота и частей противовоздушной обороны привлекали повышенное внимание спецслужб НАТО, которые с помощью технических средств вели постоянное слежение за этойтерриторией. До 40 пролётов разведывательных искусственных спутников Земли (ИСЗ) противника регистрировались средствами ПВО Архангельской области в течение суток. Американские самолёты-разведчики осуществляли свыше 400 полётов в год вдоль северных границ СССР. В полосе нейтральных вод систематически находились корабли и подводные лодки ВМС НАТО, оснащённые штатной и специальной разведывательной аппаратурой. Противник активно вёл разведку и с легальных позиций, используя посещение области сотрудниками посольских и консульских резидентур, агентами из других категорий иностранцев, особенно по каналу морского торгового судоходства. Оперативным путём среди членов экипажей иностранных судов неоднократно были выявлены кадровые сотрудники специальных служб, их агентура, со стороны которых были отмечены факты ведения визуальной, радиотехнической и гидроакустической разведки с применением специальных средств. Благодаря успешно проведённым активным мероприятиям ряд иностранцев был скомпрометирован, а отдельным был закрыт въезд в СССР. Вместе с тем анализ добытых материалов, касающихся осведомлённости противника о проводимых работах на оборонно-промышленных предприятиях области, которые рассматривались им в качестве объектов первоочередных разведывательных устремлений, не исключали попыток его агентурного проникновения на эти объекты.
УКГБ по Архангельской области, считая одной из главных своих задач обеспечение надёжной контрразведывательной защиты государственных секретов, предприняло ряд мер для поиска наиболее эффективных путей её решения. Было обращено внимание на то, что агентурно-оперативная работа на особорежимных объектах, и,прежде всего, Министерства судостроительной промышленности в гор. Северодвинске, строилась по принципу закрепления за каждым оперативным работником цехов, участков и отделов без чёткого выделения и конкретизации проблем и вопросов, к которым противник проявляет особенный интерес.
С учётом этого, а также рекомендаций Второго главного управления начиная с 1975 года в УКГБ по Архангельской области был избран иной подход к организации контрразведывательной работы на объектах, привлекающих внимание противника. Были выделены темы и проблемы.
Предполагалось защиту каждой выделенной темы и проблемы осуществлять с поступления первичной документации на объект и до подписания приёмного акта государственной комиссией. Структурные подразделения предприятия стали закрепляться за оперативным работником, исходя из их роли в реализации выделенных тем и проблем. Это даваловозможность выработать с учётом местных условий систему агентурно-оперативных мер, преграждающих доступ к важным секретам посторонним и обеспечивающих своевременное распознавание лиц, проявляющих неоправданный интерес к теме (проблеме). Особое внимание сосредоточили на защите секретов, которые противник мог бы добыть только агентурным путём в дополнение к ранее полученной им с помощью средств технической разведки информации. В решении этих вопросов большую помощь оказали офицеры действующего резерва.*
Оперативные сотрудники стремились вовремя получать и качественно проверять сигналы. При подготовке плановых мероприятий за основу брался сетевой технологический график реализации темы, проблемы, в котором учитывались все опытно-конструкторские и монтажные работы, транспортировка специзделий, испытания на полигонах, были указаны задействованные организации, предприятия и учреждения. При помощи опытных и проверенных агентов, доверенных лиц и ведущих специалистов выделялись наиболее важные и ответственные этапы работ, места сосредоточения основных секретов. На основе этого разрабатывался поэтапный перспективный план агентурно-оперативных мероприятий на весь период проработки темы, в который ежегодно вносились необходимые коррективы. Одновременно решались вопросы изменения расстановки и использования оперативных сил и средств, привития негласным помощникам необходимых навыков поиска вражеской агентуры. Проводились специальные мероприятия, направленные па выявление агентов противника в окружении особорежимных объектов. В целом разработанный план сочетал в себе меры по защите секретов с активными контрразведывательными мероприятиями, увязывался с работой Управления на других направлениях контрразведывательной деятельности.
По наиболее важным этапам разработки отдельных тем н проблем составлялись совместные планы их контрразведывательного обеспечения с заинтересованными подразделениями УКГБ по Ленинградской, Челябинской и Горьковской областям, Особого отдела КГБ по Краснознамённому Северному флоту.
Особое внимание уделялось командированным, прибывающих на режимные предприятия области. В результате, только за 1979-1983 годы по агентурным материалам Управления в отношении лиц, стремившихся получить информацию только по одной особо важной теме, территориальными органами и особыми отделами КГБ были заведены 17 дел оперативного учета.
Совместная работа оперативного состава по выявлению агентов противника с агентами из числа жителей области дали возможность получить информацию в отношении конкретных лиц. Так, были получены агентурные материалы на работника особорежимного предприятия «Афериста», проявившего неоправданный интерес к закрытой теме. Предварительное его изучение показало, что это был человек с низкими моральными качествами, систематически злоупотреблял спиртными напитками, был замешан в спекуляции импортными вещами, имел значительный денежный долг. В процессе разработки установили, что проверяемый встретился в Ленинграде с сотрудником американского генконсульства (разведчик ЦРУ) и передал ему записку с предложением сотрудничать и выдавать секреты за денежное вознаграждение. Оперативными мерами преступные намерения «Афериста» были своевременно пресечены, а сам он привлечён к ответственности. В 1983 году в производстве Управления имелось несколько подобных дел.
Еще в 1976 году были разработали комплексные агентурно-оперативные мероприятия по дезинформации противника в целях отвлечения его внимания от производства нового вида оружия, обеспечения надёжного противодействия техническим видам разведки и на этой основе была проведена работа по вскрытию устремлений и агентурной деятельности спецслужб противника. Данная контрразведывательная операция («Залив») проводилась по 1980 год.
Доведение дезинформации до противника осуществлялось через агента, подставленного разведчику одной из посольских резидентур в Москве, в процессе контактов негласных помощников с иностранцами, подозреваемыми в принадлежности к спецслужбам, а также по специальным каналам радиосвязи и путем имитационных действий в местах, контролируемых зарубежными средствами разведки с ИСЗ.
Для получения информации об устремлениях и осведомлённости спецслужб противника относительно защищаемых тем, проблем, оборонных объектов в целом, а также об организации и оснащённости его технической разведки Управление располагало специально подготовленными агентами, имеющими реальные возможности для участия в активной разработке иностранцев как в области, так и в условиях заграницы. В этих же целях использовались закордонные источники. От ряда из них поступала заслуживающая серьёзного оперативного внимания информация. Включение агентов и доверенных лиц из специалистов в группы пограничного и таможенного досмотра иностранных судов позволило вскрыть факты, свидетельствующие о ведении технической разведки некоторыми торговыми судами стран блока НАТО. Через агентов «Савёлова», «Жана» и других были получены данные о непосредственном устремлении американских разведчиков к охраняемым секретным работам на оборонных предприятиях области. Оперативные мероприятия в отношении бывшего местного жителя «Ннкандра» показали, что в ходе оформления документов на постоянное жительство в ФРГ он был опрошен сотрудниками спецслужб США и ФРГ. При этом ему предъявили фотоснимок северодвинского оборонно-промышленного объекта, сделанный якобы из космоса, и предложили подробно описать его.
* Нужно заметить с точки "послезнания" сегодняшнего дня, что решение одной проблемы породило другую, более серьёзную и опасную. До внедрения этой методики флотские особисты и сотрудники УКГБ по Архангельской области (особенно руководство) были лишь очень фрагментарно посвящены в технологические секреты оборонпрома. После внедрения этой методики - измена одного из курирующих сотрудников КГБ по сути становилась опаснее бегства за рубеж целого сектора или даже института "яйцеголовых" умников из оборонных НИИ.
(Источники: Каркавцев Г., Росляков А. "Сборник статей об агентурно-оперативной и следственной работе КГБ СССР 1984 №01-04")