Найти тему

Мария, история длиною в жизнь.

Глава 2.

"Еще одной бабой на свете больше", - сказал Василий, плюнул и пошел спать. Детьми он практически не интересовался.

Маруся была спокойным ребенком и маме хлопот не доставляла. Да и Танюшке нравилось играть с маленькой сестренкой. Иногда Катерина ходила проведать старшую дочь, Варвару и всегда брала с собой сестренок. На удивление бабушки и Катерины, Варвара, обитавшая в своем мире, с удовольствием общалась с малышкой. Они вместе что-то лопотали и весело проводили время. Вот уже Танюшка с Марусей играют во дворе, ходят вместе за грибами в лес, помогают матери по хозяйству.

Через несколько лет в семье Василия и Катерины родилась еще одна дочь - Раиса. Она была копией отца- рыжеволосая, вся в золотых конопушках. На удивление, Василий принял дочку более мягко и даже брал маленькую Раю на руки.

Когда Рая чуток подросла, она иногда ходила с отцом в кузнецу. Он никогда не ругал ее за шалости. Рая этим пользовалась и во всех своих проделках обвиняла Таню или Марусю. Этим двоим доставалось от отца в полной мере.

Катерина родила еще трех мальчиков. Все они умерли в младенчестве. Василий после этого стал совсем злым и озлобленным. Придет, бывало домой, посмотрит на всех своим тяжелым взглядом и если кто слово поперек скажет, Василий расходился не на шутку. Только Рая его не боялась и всегда была на стороне отца. Таня и Маруся же вставали на сторону матери.

Однажды отец заболел. Болел долго, лежал в постели и метался в лихорадке. Катерина не отходила от Василия не на шаг. Отвары бабки Матрены не помогали и промучившись две недели, Василий умер.

Катерина осталась одна с тремя детьми. Сначала она не знала, как жить дальше одной и без мужа содержать такое большое хозяйство. Но потихоньку взяла себя в руки.

Шло время и до их края докатились изменения. Их село преобразовали в колхоз. Многие крестьяне не хотели вступать, тогда их имущество забирали, а их высылали с обжитых мест.

Однажды утром Катерина с детьми проснулась от страшного крика во дворе: мычала корова, визжали истошно свиньи. Катерина, накинув на плечи платок, босая, выскочила во двор. Там были незнакомые люди, которые уводили весь ее скот. Катерина стала кричать и умолять не трогать животных.

-Оставьте, прошу, не трогайте. Иначе мы с детьми умрем с голоду,- кричала она, хватая за руку неприятного мужчину.

-Отстань, баба, не ори. У зажиточных крестьян все конфискуем в пользу колхоза. Нужно было добровольно вступать, а ты не захотела. Теперь собирай пожитки и вместе со своими выродками выметайся из дома.

Катерина встала в проходе и закричала: " Не отдам", но ее оттолкнули, зашли в дом и стали как хозяева осматривать избу.

Им даже не дали толком собрать вещи, посадили всех четверых на телегу и увезли. Привезли на какую-то железнодорожную станцию, где было очень много таких же людей, вырванных из своих насиженных мест, из своих домов, не знающих, куда они теперь и как они дальше будут жить, и будут ли вообще.

Катерина, прижимала к себе девочек, потихоньку плакала и представляла свое будущее как темное пятно, страшное, безрадостное и неопределенное.

Ночью всех их погрузили в поезд. Ехали несколько дней. Еды было очень мало и люди ели все подряд. Поезд иногда останавливался на станциях, но людей из вагонов выпускали очень редко. У кого получалось выйти, тот и искал что-нибудь съестное.

Маруся проснулась от того, что в поезде было очень жарко, хотелось пить и от духоты становилось дурно.

-Приехали, -сказала Катерина.

-Мама, мы где,- спросили три дочери разом.

-Не знаю, мои хорошие.

Они вышли на улицу. Стояла удушающая жара. В лицо дул горячий воздух. Вокруг ходили люди в тюбетейках и говорили на непонятном языке. К ней подбегали мальчишки, хватали за одежду и что-то говорили. Они облепили ее со всех сторон.

Вдруг Катерина увидела светловолосого мужчину, вырвалась от стаи мальчишек, подбежала к нему и спросила:

-Как называется этот поселок и где мы?

-Сталинский поселок и это Таджикистан.

"Боже, как мы далеко от дома", -подумала Катерина.

Она больше никогда не увидела свою мать и свою старшую дочь Вареньку. И никто из них не вернулся домой в свое родное село.