Первая Vitara появилась на свет в прекрасной Японии целых 35 лет назад — в далёком 1988 году, — и носила имя Suzuki Escudo (исп. «герб», «гербовый щит»). На североамериканском рынке автомобиль знали как Sidekick («приятель» или «напарник»), а в Испании он ассоциировался с названием компании Santana, которая локально выпускала модель в то время.
Технически Vitara во многом повторяла идеологию маленького Jimny (несущая рама, зависимая задняя подвеска и жёстко подключаемый передний привод), но ехала и выглядела совсем не так, как большинство тяжёлых внедорожников тех лет, ведь почти все они были построены на базе громоздких фермерских пикапов и армейских вездеходов. Это была лёгкая и компактная машина с приятной внешностью, позволявшая с комфортом ездить по городу и не бояться при необходимости свернуть с ровной асфальтовой дороги.
⠀
Осенью 1997 года успешно дебютировало второе поколение модели. Новая Витара оказалась шире и длиннее предыдущей, обзавелась ещё более вместительной 5-дверной модификацией с приставкой Grand (кстати, покупателям из Соединённых Штатов была доступна удлинённая версия Grand Vitara XL-7 с тремя рядами сидений) и сохранила все конструктивные особенности предшественницы: раму, независимую переднюю и зависимую заднюю подвески, подключаемый полный привод типа part-time, притягательную внешность.
Революция произошла в 2005-м: машина третьего поколения обзавелась независимыми подвесками и постоянным полным приводом с блокировкой межосевого дифференциала. Однако главным — и самым спорным для фанатов марки — решением стала замена несущей рамы кузова на интегрированную. Хотя лично я не вижу в этом никакой проблемы. Ох, сколько было разговоров о том, что это теперь никакой не внедорожник… И в основном от людей, которые практически никогда не съезжали с гладкого дорожного покрытия.
Нынешняя, уже четвёртая по счёту Vitara, была представлена на Международном автошоу во Франкфурте в сентябре безмятежного 2013 года, и ещё сильнее отдалилась от изначальной концепции. Здесь иные пружины, амортизаторы и сайлентблоки, благодаря которым подвеска стала более энергоёмкой. Задний привод подключается при помощи электромагнитной муфты, которая может быть принудительно заблокирована соответствующей кнопкой. Кузов стал жёстче, но лишился рамы, и почти наполовину состоит из высокопрочных сталей. В результате получилась лёгкая (всего 1185 килограммов) и приятная в управлении машина с достойным уровнем безопасности (тут и запатентованная технология отвода энергии удара, и целых 7 подушек безопасности, одна из которых призвана защищать колени водителя).
Я не раз имел дело с этой моделью, но никогда прежде не ездил за рулём модификации с «турбочетвёркой» BoosterJet К14С (1,4 литра / 140 л. с. / 220 Н•м). Надо сказать, что любопытство в очередной раз взяло верх, и я ни о чём не жалею. «Старший» силовой агрегат оказался гораздо резвее и тише атмосферного M16A (1,6 литра / 117 л. с. / 156 Н•м). С ним посредственная шумоизоляция кроссовера уже не режет слух, а к обгонам больше не нужно морально готовиться заранее. Порадовал и расход: 8,3 литра на 100 километров — в смешанном цикле, около 5,5 — на загородной трассе.
Конечно, за 10 лет Vitara порядком устарела, и кажется ужасно скучной, особенно на фоне дерзких и сверкающих разноцветными огнями «китайцев». Но в условиях, когда фактически любой автомобиль превратился в предмет роскоши, во главу угла при выборе транспортного средства становится один по-настоящему важный аспект — надёжность. И здесь конкурентам, скорее всего, придётся туго.
Судя по многочисленным отзывам, оба мотора Suzuki за годы эксплуатации проявили себя очень достойно. При бережном обращении владельцы без лишних затрат проезжают по 120-150 тысяч километров, и это далеко не предел — вы наверняка состаритесь и станете похожими на изюм, прежде чем мотору действительно потребуется «капиталка». Главный секрет беспроблемной работы — ни в коем случае не допускать перегрева. И, конечно же, использовать только положенное по инструкции масло, следить за его уровнем и заливать бензин в местах, хотя бы отдалённо напоминающих заправку.
Весомый довод, когда стоимость любого хоть сколько-нибудь приличного автомобиля вплотную приближается к 2-2.5 миллионам рублей, не правда ли?!