Найти тему
Клин православный

Крест Христов

автор: протоиерей Борис Балашов

Мы празднуем Всемирное Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. Крест и его спасительная сила явлены всему миру. Что же произошло на Голгофе две тысячи лет назад? Почему эта Крестная смерть Иисуса Христа имеет спасительное значение на все времена?

Икона Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня
Икона Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня

В воскресной стихире «на стиховне» (1-го гласа) сказано: «Страстию Твоею, Христе, от страстей свободихомся и воскресением Твоим из истления избавихомся…»

Слово страсть на церковно-славянском языке имеет два разных значения. Во-первых, страсть – это страдания. Каждый человек, живущий на земле, так или иначе испытывает страдания как телесные, так и душевные. Всё это является следствием первородного повреждения человеческой природы в результате грехопадения наших прародителей. Теперь у всех людей природа находится в искаженном, болезненном состоянии, не в таком, в каком она была первоначально в райском мире.

Иисус Христос соединил в Своей Богочеловеческой личности две природы: Божественную и человеческую. Как Бог Он всегда существовал и мир сотворил. Но две тысячи лет назад во чреве юной Девушки Марии Он бессеменно начал Свое человеческое бытие. От Девы Марии Он воспринял такую же человеческую природу, как и у нас. Единственное отличие Его человеческой природы от нашей – в Нем не было никакого личного греха ни в мыслях, ни в чувствах, ни в поступках. Он, как и все люди, нуждался в пище, одежде, отдыхе и сне. Он скорбел и даже плакал у гроба Своего друга Лазаря, видя горе его сестер Марфы и Марии. Он так уставал от Своей просветительской деятельности и многочисленных исцелений, что спал на корме рыбацкой лодки даже во время бури.

Христос испытывал физическую боль во время жестоких пыток и мучительной смерти на Кресте. Он претерпел эти страсти – страдания, которые свойственны всем людям.

Но слово страсть имеет и другое значение. Это болезненное искажение человеческой природы, чувств, мыслей и потребностей, которые сами по себе невинны. Например, поесть и укрепить этим свои жизненные силы – это нормально, а объедаться и пьянствовать – это уже не нормальное проявление человеческих потребностей, а искажение грехом, то есть страсть.

Любить и вступать в брак – нормальное проявление человеческих потребностей, а блудить и развратничать – это уже грех и страсть. Любой грех в первую очередь вредит самому человеку, его душе и телу. Всякая злая мысль, злое слово, греховные поступки отражаются в человеческом мозге и остаются там навсегда, до самой последней минуты нашей жизни. Если через покаяние и исправление нашей жизни с Божьей помощью возможно исцеление человеческой души, то исцеление тела в результате греховного повреждения не всегда возможно. А очистить наш мозг, управляющий жизнью тела и души от того мусора, который мы туда накидали, как в помойку, вообще никогда не возможно.

Природа у людей больная, то есть страстная, поврежденная грехопадением. Эта искаженность грехом человеческой природы называется иначе тлением и тленностью. Высшим проявлением тленности человеческого тела становится смерть и разложение его на составные элементы. Духовным следствием тленности человеческой природы является удаленность от Бога – Источника жизни – и погружение в безнадежно мрачное адское состояние. До Крестной смерти Иисуса Христа такое состояние было совершенно безысходным для всего человечества.

Иисус Христос как абсолютно безгрешный Человек имел тленное по природе человеческое тело, доступное болезни, страданию и смерти, но Его Богочеловеческая душа не имела в себе никакого изъяна или греховного повреждения, она была абсолютно чиста и нравственно здорова. Поэтому никакие искушения и испытания не смогли склонить Иисуса к безнравственным мыслям, чувствам или поступкам.

Дьявол и все силы ада не могли победить Иисуса Христа, потому что им не за что было ухватиться в борьбе с Ним: в Нем не было ничего грешного и нравственно нечистого. Пытаясь победить Христа, силы ада вышли на битву, решив убить этого Иисуса из Назарета как политического преступника через смертную казнь на кресте, как казнили мятежников и убийц в Римском государстве, в состав которого тогда входила Иудея. Фактически Голгофа – место распятия Спасителя – стала местом решающей битвы всех сил зла с Носителем любви и добра Иисусом Христом.

Но и в страшных мучительных страданиях Сын Девы Марии ни в чем не согрешил и не поколебался в Своем призвании освободить человечество от абсолютной власти зла и смерти. И вот последнее слово распятого на Кресте Иисуса Христа: «Совершилось! И, преклонив главу, предал дух» (Ин. 19:30).

Церковь так оценивает произошедшее: «Будучи добровольно пригвожден ко кресту и положен во гроб, как мертвый, Ты, милосердый и всемогущий Податель жизни, Своею смертию сокрушил державу (ада); ибо перед Тобою бывшие в аде привратники (то есть бесы. – Прим. авт.) исполнились ужаса; Ты воскресил Собою умерших от века, как единый Человеколюбец» (седален 1-го гласа воскресной утрени в русском переводе).

Ад ждал у себя душу умершего Иисуса как очередного пленника, но вышло всё наоборот. Когда Христос, являющийся Сам бессмертной Жизнью, погрузился в смерть и сошел в преисподнюю Своей Богочеловеческой душой, «тогда ад умертвил блистанием Божества» (воскресный тропарь 2-го гласа в русском переводе). Ад сам оказался в плену у своего Пленника, и вся сила адской крепости затрещала по швам. Христос в аду возвещает душам всех умерших Свое Евангелие – Радостную весть о Божественной любви и спасении людей. Все, кто поверил в аду Иисусу Христу, обновились духовно, вышли из мрачного адского состояния и духовно воскресли, то есть исполнились жизненных благодатных духовных сил, и в этом светлом состоянии вошли со своим Спасителем в светлый мир Небесного Божьего Царства. «Когда же и умерших от преисподней воскресил Ты, все силы небесные взывали: Жизнодавче Христе, Боже наш, слава Тебе» (воскресный тропарь 2-го гласа в русском переводе). Так была совершена духовная победа через Крестную смерть над всеми силами греха и ада.

Икона "Сошествие во ад"
Икона "Сошествие во ад"

Однако в это время, когда проповедь о победе жизни раздавалась в аду, мертвое тело Иисуса Христа лежало в гробовой пещере. Кажется, смерть здесь победила. Тело мертво, но, поскольку соединено с Божеством Христа, хотя и лежит бездыханным, однако процессы разложения в нем не идут.

Вход в гробовую пещеру закрыли большим и тяжелым камнем.
В ночь после окончания субботнего дня, когда праздновалась ветхозаветная пасха, мертвое тело Христа наполнилось Божественной силой и воскресло. Душа Богочеловека соединилась со Своим телом. Но Христос Воскрес не так, как Он во дни Свой земной жизни воскрешал умерших людей. Воскрешенные Господом возвращались здоровыми в земную жизнь. Но со временем болезни и смерть настигали их, как и всех живущих на земле людей, потому что человеческая природа у тех, кого воскрешал Христос, оставалась такой же
тленной, то есть поврежденной прародительским грехопадением.

Не так воскрес Сын Девы Марии. Его мертвое тело при Воскресении преобразилось в тело, свободное от закона тления. Оно стало таким, каким было у Адама до грехопадения, то есть с чистой обновленной человеческой природой. «Создатель всего сущего воскрес из мертвых и в Себе Самом обновил истлевшее естество рода нашего» (воскресный седален утрени 2-го гласа в русском переводе).

Православная Церковь верит, что Воскресение Иисуса Христа открывает человечеству путь в мир Божиего Небесного Царства: Христос «обновил истлевшее человеческое естество и возобновил нам восход на небеса» (вечерняя воскресная стихира 4-го гласа в русском переводе).

Духовная победа над всеми силами греха и ада была совершена Спасителем, когда Его Богочеловеческая душа сошла во ад и разрушила его крепость. Полная победа над последствиями грехопадения совершена в пасхальную ночь Воскресения Христова. Он первый и единственный восстановил в Себе Самом человеческую природу в том виде, как она была замыслена Богом. Но эта победа совершена для каждого из нас.

Обретая веру в Христово Евангелие и Воскресение Спасителя, люди обновляются Божественной благодатью, усыновляются Богу в таинстве Крещения и омываются Кровью Христовой, соединяясь с Воскресшим Господом в таинстве Святого Причастия: «Всему мне полностью соединился, Неизменный, да спасет всего меня, Распинаемый» (тропарь 6-й песни воскресного канона 1-го гласа в русском переводе). «Омытое Божественной Кровью Христовой к нетлению призвано человечество» (воскресный кондак 4-го гласа в русском переводе). «Ныне смерть и ад побеждены, а род человеческий облечен в нетление» (2-й седален воскресной утрени 2-го гласа в русском переводе).

Преображение души христианина во время земной жизни и воскресение его тела во славе в Небесном Царстве произойдет, если уверовавший во Христа и Его Евангелие будет стараться жить по вере, укрепляясь живой связью веры со своим Господом.

Таковы плоды Крестной жертвы Спасителя, таково значение Креста Христова. Поэтому Крест Христов является символом и силой христианства. Потому мы чтим не только древо самого Креста Христова, но и его образы. Они яркие свидетели всеобъемлющей любви Божией.