"Первый в роду будет к дереву привязан.."
Габриэля Гарсия Маркеса воспитывали дедушка с бабушкой,и наверняка многие события и характеры романа,а может и некоторые имена,взяты из сплетен бабки с подругами.Две героини романа носят фамилии бабушки(известно,что у латино бывает куча фамилий)."Сто лет одиночества" вырос на колумбийской почве,но при этом роман понятен человеку,живущему на другой половине земного шара,и в нем даже можно увидеть куски собственного детства.Я без особого восторга отношусь к "общечеловеческим ценностям" и не считаю,что все люди на планете Земля идентичны друг другу,поэтому ценю такие совпадения.
Перед нами еще одна история вырождения и прекращения рода.Первый Буэндиа был странноват и чересчур для крестьянина-первопроходца любил тонкие материи.Семена изначально были экзотические ,дерево выросло соответствующее.
Несколько сюжетов повторяются весь роман-например инцестуальные игрища,а потом и полноценный инцест тетки с племянником,нагулянные дети,принимаемые в лоно семьи.Кстати,меня удивило,как легко к этому относились.Все таки глушь -она и у суровых католиков глушь.Если сначала развратничали мужчины,то потом по кривой дорожке пошли женщины.Эмансипация.
Все мужчины Буэндиа делятся на два типа-они либо гуляки и прожигатели жизни,либо отстраненные философы,тоже впрочем не чуждые ничему земному.Женщины тверды,надежны и страстны за исключением Фернанды-она по сути испанка,а не латиноамериканка.Ее дочь Меме и ее судьба -свидетельство того,к чему приводят браки между абсолютно разными людьми.Меме пошла в отца,а воспитывала ее мать полярного темперамента.
Роман нельзя отнести к реализму не только потому,что в нем трупы отцов привозят в дом к замужним дочерям,а красивые девушки возносятся на небо.Несколько обычных,далеких от мистики ситуаций,тоже выглядят притянуто за уши.Например,мать ловит дочь в кинотеатре с любовником,отводит домой,сажает под домашний арест,любовника подстрелили при попытке перелезть через забор-и все поверили,что он лез за курами,и все поверили,что ребенка,который через 9 месяцев оказался в доме,Фернанда нашла в корзине.Серьезно,да?Автор пренебрегал логикой ради какой-то своей цели.В конце романа он вроде приоткрывает эту цель-показав двух последних членов семьи -тетку и племянника,не знавших о родстве,ставших любовниками,родивших ребенка.Они единственные за долгие поколения Буэндиа любили друг друга.Но Амаранта Урсула умерла,погиб и ребенок,и последний Аурелиано.Мне кажется ,Маркес хотел показать род,члены которого годами "буйствовали плотью",а когда это буйство закончилось,сменившись чем-то более тонким,род закончился.На это намекает и эрудиция последнего Аурелиано.Чтобы плодиться,надо оставаться варварами-особо утонченные не выживают.
Или же Буэндиа прекратили свое существование из-за убийства,совершенного первым Буэндиа,собственно и заставившего его оставить родину?Мелькиадес,цыган,зашифровавший судьбу всех Буэндиа на санскрите,провидел эту судьбу или создал ее?Злиться на Буэндиа у него не было причины,но Мелькиадес древний,как само человечество,и он мог жить по своим законам,вне добра и зла.
Определенное время автор уделил политике и войне-один из Аурелиано и один из Хосе Аркадио любили играть в такие игры.Интересна история с растрелянными и сброшенными в море рабочими,про которых почти все говорили,что их не было.Ничто не ново под Луной.
В целом "Сто лет одиночества"-это просто еще одна " семейная сага" среди большого количества таких романов,зарубежных и отечественных.