(История гето-дакийских племен в VII в. до н.э. - III в. н.э.)
Окружающий гетов мир за это время сильно изменился. Если Геродот описывал процветающее кочевое сообщество, то следующий великий греческий историк Фукидид сообщает уже совсем иную картину. О скифах он упоминает мимоходом, описывая Одрисское царство в период его наивысшего расцвета, но это мимолетное упоминание стоит не меньше геродотовского «лонгрида» и стоит того, чтобы его процитировать: «И не только в Европе, но даже и в Азии нет народа, который сам по себе мог бы устоять против скифов, если бы они были едины. Впрочем, в отношении благоразумия и понимания жизненных потребностей скифы не поднимаются до уровня прочих народов» (Thuc. II. 97, 5). Мне приходилось писать, что приблизительно в последней четверти V века Скифия была охвачена войнами, что подтверждается многочисленными археологическими находками, резким увеличением захоронений со следами насильственной смерти. Итогом этих столкновений стало переселение орды царских скифов в Нижнее Подунавье, а агафирсов – на их земли в Приазовье. Причиной этих конфликтов может быть вторжение новой племенной группировки, которую археологи выводят из степей Юго-Восточного Казахстана и Северной Киргизии. С собой они принесли новый катакомбный обряд погребения. Под натиском катакомбников часть скифского населения с правобережья Днепра (т.н. тясминская группировка) переместилась в междуречье Днестра и Дуная. Эта группа использовала обряды сожжения гробниц и погребений в ямах. На рубеже V-IV вв. тясминцы появляются на Днестре, в окрестностях Дубоссар, а часть из них переходит на правый берег реки, где обнаружены пять курганов этого времени в окрестностях села Коржево. Примерно в это же время или позже в Добрудже пытается закрепиться скифская орда царя Атея. Возможно, что тясминцы были его подданными. Вместе с тясминцами на запад перемещается также часть катакомбников. Я полагаю, что на запад сдвинулось несколько независимых скифских орд. Помимо скифов царя Атея, я отношу к скифам также загадочных «истриан», с которыми ему пришлось вести войну около 340 г. до н.э. В то время как в Северном Причерноморье для царских скифов все складывалось не очень благополучно, во Фракии для Атея напротив открывались новые возможности. Со смертью царя Ситалка в 424 г. до н.э. во время похода на фракийско-иллирийское объединение трибаллов, Одрисское царство начало приходить в упадок. Подробностей этого процесса мы не знаем, однако в итоге из-под власти одрисов вышли многие фракийские племена. Не исключением были и геты. Более того, около 418-411 гг. до н.э. они из союзников превратились в противников одрисов, о чем сообщает поздний римский автор Полиэн. Для лесных гетов хаос, охвативший причерноморские степи, стал не малым испытанием. Прервались только-только начавшие восстанавливаться отношения с Тирой и Никонием, над гетами, возможно оставшимися без покровительства агафирсов, нависла реальная опасность со стороны новых соседей. Они ответили на это строительством новых укреплений на своих поселениях. Если даже угрозу представляли не тясминцы, то изгнавшие их воинственные катакомбники. Не исключено, что упоминавшиеся погребения – катакомбы, которые появляются в Приднестровье, оставили не ушедшие с тясминцами, а нападавшие на них и гетов пришельцы. А.Н. Левинский отмечает следы скифских нападений на гетские поселения в лесостепи и погребения гетских защитников. Приблизительно концом первой четверти IV в. до н.э. датируется курган №5 у Дубоссар. Традиционно считается, что здесь похоронен скифский вождь. Приблизительно к этому же времени относится приход к власти знаменитого античного долгожителя - царя Атея, сражавшегося против македонян в возрасте 90 лет. К этому времени относится очередная стабилизация положения в Северном Причерноморье, начинается один самых благоприятных для местных жителей периодов истории. Наблюдается резкое оживление экономики как скифских племен, так и греческих государств на побережье. Особенно ярко это видно на примере Ольвии, которая словно оживает. С уходом царских скифов ольвиополиты начинают возрождать свою сельскохозяйственную округу, появляются многочисленные поселения, город расцветает. В бывших землях царских скифов появляются роскошные курганы, наполненные золотом, резко отличающиеся от бедных скифских курганов 5-го столетия. Традиционно эту роскошь объясняли расцветом великого Скифского царства при Атее, но общий контекст истории скифов этому противоречит. В.П. Яйленко связывает их с агафирсами. К этому времени относится расцвет лесостепных племен Среднего Поднепровья (скифов-пахарей и других). Резко увеличивается количество греческого импорта на всех поселениях и погребениях. Не обошло это и лесных гетов – возобновляются их контакты с греческими полисами. В Пруто-Днестровское междуречье проникают амфоры. Эллада остро нуждалась в причерноморском хлебе после потрясений Пелопонесской войны и конфликтов начала IV в. до н.э., что стимулировало торговые контакты с варварским миром. В немалой степени этому должна была способствовать политика Атея. Увеличивается число поселений в низовьях Днестра, греки проникают в гетскую лесостепь, греческий эмпорий, скорее всего основанный выходцами из Тиры, появляется на месте гетского поселения Бутучены. Как считает А.Н. Левинский, главным товаром, который лесные геты могли предложить грекам, были мед и воск, пушнина и продукты животноводства, так как земледелие здесь не носило экспортного характера. Скифские памятники концентрируются в это время в низовьях Днестра и у Днестровского лимана. От лесостепных поселений гетов их отделяла полоса Южно-Молдавской равнины. Период стабильно-мирных (насколько можно судить) отношений двух народов продолжался примерно полвека. Несколько иначе складывалась ситуация к югу от Дуная, где гетские земли превратились в арену борьбы могущественных сил – скифов, одрисов, трибаллов и Македонии.