В ноябре 1979 года в Мекку потянулись сотни тысяч паломников. Утром 20 ноября, в первый день нового 1400 года (по исламскому календарю) тысячи мусульман вошли на территорию мечети Аль-Харам на утреннюю молитву. Они считали себя счастливчиками. Однако, счастливчиками в этот день оказались те, кто остались за воротами мечети.
Благородная Мекка
Мекка – город в Саудовской Аравии. В центре Мекки находится главная и крупнейшая в мире мечеть Аль-Харам (Заповедная мечеть) - здание в виде замкнутого ломанного многоугольника с обширным внутренним двором, в центре которого стоит святыня мусульман – Кааба.
Каждый мусульманин мечтает хоть раз в жизни посетить священный город. Совершить паломничество (хадж) нужно в строго определённое время, в один из 5 дней в году. В 1979 году первый день хаджа выпал на 20 ноября.
Саудовская Аравия конца 70-х
В XX веке на Аравийском полуострове нашли нефть. К концу 60-х Саудовская Аравия стала крупнейшим в мире поставщиком нефти. Посреди пустыни росли города со сверкающими на солнце небоскрёбами, бедуины, ещё вчера водившие караваны верблюдов, пересаживались в автомобили. В стране появились паспорта, университеты, телевидение, кинотеатры, газеты, журналы.
Однако не все приходили в восторг от происходящих в стране перемен. Женщины теперь могут трудиться и быть независимой от мужа – да когда такое было?! А этот, как его там, футбол, где мужчины бегают с голыми коленками? А новые деньги, на которых изображён человек, пусть это и король? Аллах не одобрил бы!
Видные богословы открыто осуждали нововведения и призывали «вернуться к чистому исламу». Недовольных было много, казалось, кинь только спичку – и рванёт так, что мало не покажется. Именно так и думал Джухайман аль-Утайби.
Лидер
Джухайман аль-Утайби, отслужив в Национальной гвардии 18 лет, в 1973 году в чине капрала ушёл в отставку и занялся изучением ислама. В 1978 году он опубликовал брошюру «Семь посланий», в которой призывал свергнуть правительство, и вернуть в страну «истинный ислам». Нелегальная брошюра разлетелась по стране и привлекла к нему много сторонников, готовых не только осуждать, но и действовать.
В конце 1978 года Джухайман объявил: ему было видение, что один из его сторонников, Мохаммед Абдулла аль-Кахтани, никто иной как Махди – пророк, который должен прийти в мир накануне Страшного суда и повести правоверных на последнюю битву с силами зла. Махди пришёл! Час битвы близок!
Утайби не зря отслужил 18 лет в армии. К выступлению он начал готовиться как истинный военный. Отобрал из своих приверженцев несколько сот самых молодых, имевших военную подготовку.
В пустыне проводились учения и тренировки – бывший капрал гонял боевиков как новобранцев-призывников. В мечети шли ремонтные работы и люди Джухаймана под видом стройматериалов завезли на территорию Аль-Харам оружие, боеприпасы, продукты и спрятали всё в подвалах.
В ночь на 20 ноября 1979 года сотни боевиков, смешавшись с паломниками, прошли на территорию Заповедной мечети.
20 ноября 1979 года, 05:18
В 5 утра первые лучи солнца окрасили верхушки минаретов. Тысячи людей собрались на площади Заповедной мечети в ожидании утренней молитвы нового столетия. Имам взял микрофон.
Но не успел он сказать и нескольких слов, как на помост поднялись несколько человек и один из них вырвал микрофон из рук имама. Толпа ахнула. Несколько вооружённых дубинками полицейских бросились восстановить порядок, но боевики выхватили пистолеты и открыли огонь, двое полицейских упали замертво.
Присутствовавшие замерли в ужасе от такого святотатства: в Заповедную мечеть нельзя даже входить с оружием, это священная земля! Даже сорняки выдёргивать здесь считается преступлением, а тут стрельба и убийство!
Аль-Утайби начал свою проповедь, в которой обличал членов королевской семьи в отступлении от ислама: «Они стали пешками в руках неверных и не заслуживают уважения правоверных мусульман! Данные им клятвы верности недействительны!»
Пока Аль-Утайби читал свою проповедь боевики спустились в подземелья, достали спрятанное оружие и каждый занял заранее определённое ему место, в течение нескольких минут все ворота Аль-Харам были заблокированы, на вершинах всех 7 минаретов обосновались снайперы, на верхних этажах мечети оборудовали огневые точки.
Окончив проповедь, Джухайман приказал выпустить часть паломников, вручив каждому «Семь посланий»: «Идите и скажите всем: час искупления настал! Махди пришёл! И он призывает всех правоверных очистить ислам от скверны, восстановить его первозданную чистоту!» На этом его план и заканчивался (на всё воля Аллаха!).
Аль-Харам в осаде
Около 8:00 в полицейское управление Мекки поступили первые ещё не совсем понятные известия о происшествии в Заповедной мечети. В Аль-Харам направили несколько джипов с полицейскими с приказом восстановить порядок. На подъезде к мечети полицейские попали под пулемётный огонь и вернулись, потеряв 8 убитых и 36 ранеными.
Громкоговорители, через которые муллы Аль-Харам зазывали жителей Мекки на молитвы, непрестанно транслировали записанные на магнитофон требования боевиков: прекратить экспорт нефти в США, выслать из страны всех иностранцев, восстановление в стране ортодоксального ислама и свержение правящей королевской династии.
В Мекку срочно прибыли министр обороны принц Султан, министр внутренних дел принц Нариф, с саммита Лиги арабских государств вылетел наследный принц Фахд и сопровождавший его глава спецслужб принц Турки. Три принца основались в отеле «Шоубра» недалеко от Заповедной мечети. Во главе штаба стал принц Фахд, обладавший полномочиями для принятия решений, и необходимой для этого решительностью.
Первым делом Фахд приказал обесточить мечеть – и громкоговорители на улицах Мекки замолчали. Спустя несколько часов в город прибыли подразделения армии и нацгвардия. Мечеть была оцеплена, в радиусе 5 км вокруг неё была установлена особая зона, из которой выселили всех жителей.
Фахд стремился сохранить в тайне произошедшее в Мекке: радио и ТВ страны хранили по поводу ЧП гробовое молчание, телефонная связь в самой Мекке и с заграницей была отключена. Однако, как только в мечети раздались первые выстрелы, один из служителей успел сообщить во внешний мир что «Аль-Харам захвачена вооружёнными людьми».
К чему приводит информационный вакуум
Утром 21 ноября «Нью Йорк Таймс» вышла с кричащим заголовком «Мекка захвачена предположительно иранскими террористами!» Новость тут же перепечатали все ведущие газеты страны, выбросив ненужное слово «предположительно».
Лидер исламской революции в Иране аятолла Хомейни был в ярости: обвинить его в таком святотатстве! В отметку аятолла объявил: «Нетрудно догадаться, что это дело рук преступного американского империализма».
Слово аятоллы было услышано. По всему мусульманскому миру прокатилась волна антиамериканских манифестаций. Под крики «Смерть американским собакам!» громили американские посольства в Пакистане и Ливии, Индии и Бангладеш, Кувейте и Турции, жгли офисы американских банков, представительства американских компаний.
Король Халид, желая отомстить США, рассказавшей всему миру о событиях в Мекке, хранил молчание, и только под давлением Вашингтона, выступил с официальным сообщением, что Аль-Харам захвачена «горсткой вероотступников» и ни Иран, ни США к ЧП не имеют никакого отношения.
Первый штурм
Всем в отеле «Шоубра» было ясно, что без применения силы не обойтись. Вечером 20 ноября король Халид собрал в своём дворце 30 ведущих улемов (богословов), чтобы добиться от них разрешения на применения оружия на территории Аль-Харам. Улемы советовали повременить, но Фадх считал, что кризис разрешить нужно как можно скорее. Силой своего авторитета он убедил солдат идти освобождать святыню.
В ночь на 22 ноября в 03:30 артиллерия открыла огонь по мечети. Стреляли светошумовыми гранатами, надеясь ослепить боевиков и загнать их в укрытия. Под прикрытием обстрела 30 спецназовцев МВД пошли на штурм ворот в северной части мечети. Когда они подошли к воротам, створки медленно отворились. С победными криками солдаты бросились вперёд. Стоявший за воротами пулемёт открыл огонь. Из пошедших на штурм 30 бойцов назад вернулись 6.
Честь дороже жизни
Утром 22 ноября в Мекку прибыл элитный 6 парашютный батальон, прошедший подготовку во Франции. Полковник Насер аль-Хомайда сразу начал задавать вопросы: «Сколько боевиков в мечети?» - «Неизвестно» - «Как они вооружены?» - «Неизвестно» - «Каковы их планы?» - «Неизвестно» - «Сколько заложников осталось в мечети?» - «Неизвестно». После каждого «неизвестно» полковник всё больше мрачнел. Как оказалось, в штабе даже не было точного плана мечети!
На требование немедленно идти на штурм, Насер предложил перенести его на ночь. «Ты не мужчина!» - бросил ему в лицо принц Наиф. Полковник ничего не ответил, повернулся и молча вышел. В полдень штурмовая группа бойцов 6-го батальона пошла на штурм. Полковник Насер шёл первым. Первым он и погиб. Из всей штурмовой группы в живых остались только двое.
Бой в Заповедной мечети
Весь день 23 ноября вокруг мечети концентрировались войска: подразделения армии, МВД, нацгвардия. Вечером улемы вынесли фетву (вердикт), разрешавший применение оружия на территории Заповедной мечети. Армейский джип с громкоговорителем три часа объезжал мечеть, передавая обращение с призывом сдаться. Ни один боевик не сдался.
Около 3 часов утра 24 ноября артиллерия начала обстрел мечети. Били уже боевыми снарядами. Разбив верхушки минаретов, где сидели снайпера и наблюдатели, артиллерия открыла огонь по воротам. После артподготовки под прикрытием бронетехники пошла в атаку пехота. БТРы таранили ворота, боевики встречали их «коктейлями Молотова». Прямо в центре мечети садились вертолёты с десантниками. Над мечетью подымался дым пожара.
Боевики сражались отчаянно. Махди сражался в первых рядах. Уверенный в своей неуязвимости, он подхватывал брошенные солдатами гранаты и швырял их обратно. Но в какой-то момент удача отвернулась от него, и очередная граната взорвалась прямо у его ног.
До самого вечера в комнатах и галереях мечети шла хаотичная бита. С наступлением темноты наземная часть Аль-Харам была взята, боевики Джухаймана ушли в подземелье.
Подземелья Заповедной мечети
К вечеру 24 ноября нашли и доставили в штаб операции чертежи подземелий Аль-Харам и принцы осознали сложность стоящей перед ними задачи: под мечетью находился настоящий город в несколько этажей с сотнями комнат, десятками лестниц и переходов и узкими коридорами. Немногочисленные пленные сообщили, что всего в Заповедную мечеть проникли более 500 боевиков, оружия, боеприпасов и продовольствия у них в избытке.
Первые попытки 26 и 27 ноября штурмовать подземелья не принесли ничего, кроме потерь. Террористов попробовали «выкурить» слезоточивым газом, но жертвами стали не боевики, а саудовские солдаты, которые даже не умели пользоваться противогазами.
Король Халид позвонил президенту Франции Валери Жискар д’Эстену с просьбой о помощи и в ночь на 30 ноября на одном из военных аэродромов Саудовской Аравии совершил посадку самолёт Mystere-20, на котором в страну прибыли бойцы французской Группы быстрого реагирования национальной жандармерии (GIGN), имевшие опыт борьбы с террористами. Старшим в группе был капитан Поль Барриль.
Капитан Поль Барриль и его команда
Ознакомившись с ситуацией, Барриль затребовал сотни пуленепробиваемых жилетов, противогазы и тонну СВ – отравляющего вещества, блокировавшего дыхание, а в высокой концентрации приводящего к смерти. Не дожидаясь прибытия груза, Баррель и его подопечные приступили к занятиям с саудовскими солдатами, которым предстояло провести операцию.
2 декабря из Франции прибыл борт с грузом. Привезли 300 кг СВ – всё, что было во Франции. Штурм назначили на следующий день.
Последний штурм
Утром 3 декабря по всей мечети стоял грохот: это солдаты сверлили отверстия в мостовой, где не брал бур – взрывали. В отверстия кидали канистры с СВ с привязанной взрывчаткой. Взрывы сотрясали Запретную мечеть, её подземелья заполнялись газом. Облачившись в бронежилеты и надев противогазы, саудовские солдаты спускались в подземелье.
Разбившись на группы по 10-15 человек, они шли бесконечными коридорами, бросая перед собой светошумовые гранаты. Зачистка продолжалась 18 часов. В первые часы 4 ноября была взорвана последняя дверь, арестованы последние террористы, среди которых был и Джухайман аль-Утайби.
Согласно официальным данным, всего в Заповедной мечети погибли 255 человек – террористов, военных и паломников, однако специалисты в один голос говорят, что жертв было гораздо больше. Террористов объявили отступниками от веры, ложно толкующими ислам. Взятых в плен 68 боевиков развезли по 8 главным городам страны и 9 января 1980 года все они были публично обезглавлены. Джухайман был казнен в Мекке.
Главное следствие событий 20 ноября
Власти сделали надлежавшие выводы из случившегося, решив, что общество ещё не готово к радикальным переменам. Из страны были выдворены сотни иностранных специалистов, были закрыты женские парикмахерские и клубы, кинотеатры, с телевидения были уволены все женщины-дикторы, в школьной программе больше часов стали уделять изучению религии.
Были подвергнуты коренной перестройке весь силовой блок и службы безопасности, денежное содержание военнослужащих увеличили вдвое.
Но главным следствием, стало то, что 22-летний человек, сын миллиардера, решил продолжить дело Джухаймана и посвятить свою жизнь борьбе за торжество истинного ислама. Звали этого молодого человека Усама бен Ладен.
Klim Podkova