Найти в Дзене
Анна Круглова

Лунный трактор VS Бермудский треугольник: «Письмо в редакцию телевизионной передачи «Очевидное – невероятное» Владимира Высоцкого

27 марта 1980 года Владимир Высоцкий во время концерта в московском Доме культуры «Коммуна» так представляет эту песню: «В последнее время много разговоров о различных чудесах, которые якобы существуют вокруг нас с вами. Это, конечно, летающие тарелки, которые многие видели, а многие уже в них летали… И, конечно, Бермудский треугольник, по поводу которого все как с ума посходили. И до такой степени, что по телевидению серьёзно дискутировали, предоставляли экран телевидения для диспутов по этому поводу. Газеты предоставляли свои страницы для дискуссий. Короче говоря, был такой большой бедлам, такой сумасшедший дом в таком большом масштабе по поводу этого умопомешательства с Бермудским треугольником – что же там всё-таки происходит, что это какой-то таинственный треугольник, где вот уже не один десяток лет исчезают самолёты, корабли и никого там не находят. Нет, живых находят, но те живые уже трёхнутые, сдвинутые, и они кандидаты в «жёлтый дом». В общем, с ними разговаривать бесполезно –
Владимир Высоцкий. Отделение реанимации института скорой помощи имени Склифосовского.  Москва, 1975 год. Фото Юрия Рыбчинского из серии «Лица и положения»
Владимир Высоцкий. Отделение реанимации института скорой помощи имени Склифосовского. Москва, 1975 год. Фото Юрия Рыбчинского из серии «Лица и положения»

27 марта 1980 года Владимир Высоцкий во время концерта в московском Доме культуры «Коммуна» так представляет эту песню: «В последнее время много разговоров о различных чудесах, которые якобы существуют вокруг нас с вами. Это, конечно, летающие тарелки, которые многие видели, а многие уже в них летали… И, конечно, Бермудский треугольник, по поводу которого все как с ума посходили. И до такой степени, что по телевидению серьёзно дискутировали, предоставляли экран телевидения для диспутов по этому поводу. Газеты предоставляли свои страницы для дискуссий. Короче говоря, был такой большой бедлам, такой сумасшедший дом в таком большом масштабе по поводу этого умопомешательства с Бермудским треугольником – что же там всё-таки происходит, что это какой-то таинственный треугольник, где вот уже не один десяток лет исчезают самолёты, корабли и никого там не находят. Нет, живых находят, но те живые уже трёхнутые, сдвинутые, и они кандидаты в «жёлтый дом». В общем, с ними разговаривать бесполезно – они что-то невнятное лепечут. Короче говоря, я написал песню, которая называется «Письмо в редакцию телевизионной передачи «Очевидное – невероятное» из сумасшедшего дома – с Канатчиковой дачи». Это обращено не непосредственно к Капице. Это совсем наоборот, как раз. Там разные были люди, которые по этому поводу высказывались. Он эту песню слышал и не обиделся».

Говорил, ломая руки, краснобай и баламут

В своих комментариях перед исполнением песни «Письмо в редакцию» Высоцкий не раз высказывал извинения перед Капицей за строку: «Говорил, ломая руки, краснобай и баламут…» Так в мае 1979 года, во время одного из концертов, стенограмма сохранила обращение Высоцкого: «Да простит меня Капица, потому что там неблагозвучное обращение. Это не к нему, а к тому, который как раз рассуждал об этом самом треугольнике… Это не лично к Капице, с которым я дружу и, в общем, отношусь к нему с большим уважением, а к тем, кому они предоставляют иногда трибуну…»

В 9-м номере журнала «Наука и жизнь» в 1976 году была опубликована статья «О Летучем голландце, «дьявольском море» и Бермудском треугольнике», автор которой кандидат технических наук Владимир Ажажа привлёк внимание советской общественности к таинственным исчезновениям морских и воздушных судов в Саргассовом море.


Журнал «Наука и жизнь» №9 1976 год. Статья Владимира Ажажи «О Летучем голландце, «дьявольском море» и Бермудском треугольнике» (коллаж)
Журнал «Наука и жизнь» №9 1976 год. Статья Владимира Ажажи «О Летучем голландце, «дьявольском море» и Бермудском треугольнике» (коллаж)

Спустя месяц Капица пригласил его на программу «Очевидное – невероятное». Эфир передачи состоялся в субботу, 13 ноября 1976 года, и был посвящён Бермудскому треугольнику. Ведущий передачи Сергей Капица, поприветствовав телезрителей своим незабываемым «Добрый день», начал так: «Сегодняшнюю передачу мы хотим посвятить вопросу, быть может, вы уже догадались, что это за проблема, о так называемом Бермудском треугольнике. Почему-то этот вопрос привлекает очень многих. И, пожалуй, мало таких проблем, по которым наша передача и «Клуб кинопутешествий», получали бы такое большое количество вопросов, как эта. Мы постараемся разобрать этот вопрос с научной точки зрения. Многим кажется, что наша передача «Очевидное – невероятное» должна специально заниматься именно такими невероятными вещами. Но мне бы хотелось на неё посмотреть глазами науки, глазами учёных. И таким путём понять, что же всё-таки кроется за всеми теми необычными событиями, которые там происходят».

Эксперт этого выпуска программы «Очевидное – невероятное» Владимир Ажажа – и есть тот самый «краснобай и баламут», о котором поёт Владимир Высоцкий.


Кадр из передачи «Очевидное – невероятное». 13 ноября 1976 года. В студии ведущий передачи Сергей Капица и гость программы Владимир Ажажа.
Кадр из передачи «Очевидное – невероятное». 13 ноября 1976 года. В студии ведущий передачи Сергей Капица и гость программы Владимир Ажажа.

В своей книге «Иная жизнь» Владимир Ажажа рассказал, как он стал специалистом по Бермудскому треугольнику: «Летом 1976 года журнал «Наука и жизнь» устами заместителя главного редактора Рады Никитичны Аджубей обратился ко мне с просьбой сделать обзор писем читателей по поводу Бермудского треугольника».

Он вспоминает, почему именно на него пал выбор журнала: «Рада Никитична привела доводы: я – морской исследователь, ходил неоднократно в Атлантику на исследовательской подлодке, смотрел в иллюминаторы. Ближе меня к этой проблеме просто никого нет. А потом (вот где была собака зарыта!) океанологи из Академии наук писать на эту тему отказываются. А я подумал: «Неужто я не научный работник? Подумаешь, обзор писем. Это письмо направо, то – налево, подчитаю чего-нибудь по этому поводу, и обзор для популярного журнала готов». К тому времени я уже десять лет ходил в кандидатах наук и много написал всякого, в том числе и популярного. И согласился, как оказалось, на свою голову».

Кстати, в брошюре Чарльза Берлица, которую Владимир Ажажа изучал в первую очередь, он впервые встретил термин УФО и удивился тому, как серьёзно освещается вопрос НЛО в США. С тех пор, как он сам пишет, началось его перерождение в уфолога. Это увлечение он пронёс через всю жизнь.

На Высоцкого Ажажа не обиделся. В своей книге он написал о своём отношении к нему: «Вот кого я боготворил, ни разу, к сожалению, не встретившись лично. Своим неподражаемым баритоном он помогал мне чувствовать себя мужчиной: «Туда пятьсот, сюда шестьсот!» И, ступая по одной планете с такими парнями как Высоцкий, Окуджава, Урбанский, я чувствовал себя надёжно, как в едином слаженном экипаже, который не подведёт и не продаст».

Подробнее о песне, которую цитирует Владимир Ажажа, – в очерке «Кругом пятьсот».

Марина Влади в фильме «Тайна Бермудского треугольника». 1978 год. Италия, Мексика. Режиссёр — Рене Кордон-младший
Марина Влади в фильме «Тайна Бермудского треугольника». 1978 год. Италия, Мексика. Режиссёр — Рене Кордон-младший

Кто был тот краснобай и баламут, который в передаче «Очевидное – невероятное» нервировал людей рассказом о Бермудском треугольнике. Почему позитивные новости про луноход Высоцкий считает более подходящими для сознания людей. Как у больницы для душевнобольных появилось прозвище Канатчикова дача. Где проходили съёмки фильма о Бермудском треугольнике, в котором участвовала Марина Влади.

Об этом и многом другом в очерке проекта "Кругом500" журнала "Новая литература" : "Лунный трактор и Бермудский треугольник в песне Владимира Высоцкого «Письмо в редакцию телевизионной передачи «Очевидное – невероятное» из сумасшедшего дома с Канатчиковой дачи»" (https://newlit.ru/~krugom-500/7323.html)