Найти тему

Почему в “Барби” не должно быть феминизма

Оглавление

На выходных посмотрела фильм “Барби”. Где-то с середины фильма следила, как создатели разворачивают идею, которая в современном обществе как будто больше не хайповая. И вот уже осталось 20 минут, и я жду, что наступит кульминационный диалог об этом самом, - но все завершается очередным пшиком феминизма и кризисом среднего возраста. А я ждала простой и искренней беседы между Кеном и Барби о том, что мужчины и женщины должны перестать тыкать друг в друга гендерными стереотипами, а научиться жить в согласии и дополнять друг друга.

Там нет феминизма

В начале фильма видим мир барби, который выглядит как вполне логичная сказка. Ведь она соответствует истории создания и развития самой куклы: есть стереотипные барби, которые были созданы взамен пупсам, а есть феминистические барби, которые были созданы для развития идеи гендерного равенства. Есть кены, которые задумывались как придаток к барби. Никакого особого феминизма тут нет.

-2

Зачатки осознанности

Первый важный момент наступает, когда Кен едет за Барби в реальный мир. Причем только он один, хотя впечатлить Барби хотели и все остальные кены. Значит, он уже другой, в нем уже есть больше осознанности, чем в других кенах.

В реальном мире с Кеном происходит трансформация в мачо, а с Барби - в чувственную и думающую девушку, которая теперь проявляет эмпатию. В случае Кена проснувшийся мачо - это выход наружу подавленной самоактуализации, которая не могла реализоваться в отношениях с Барби. Кризис же Барби проявляется в депрессии, когда она осознает свой фальшивый блеск и эгоцентризм.

Можно было бы спросить: а почему Кен пошел в агрессию, а Барби - в самобичевание? На самом деле, тут вполне все логично. Первый всегда угождал и был отвергнут - в нем вспыхнула обида. А вторая винит себя за то, что была слишком тупой для того, чтобы понять боль Кена и поговорить с ним, а также для того, чтобы самоактуализироваться в какой-то профессии. Звучит фраза: “Я воспринимала Кена как данное”.

Несостоявшийся катарсис

И после этой фразы уже ждешь той самой развязки, того самого смысла, который сейчас совсем не в тренде: что мужчинам и женщинам не нужно тыкать друг в друга требованиями, претензиями и гендерными обидами, а нужно учиться общаться, слушать и уважать эмоции и цели друг друга.

Я ждала, что Барби придет к Кену и скажет: “Кен, я поняла, что ты много старался ради меня: ты делал трюки, которые не мог, ты отважился поехать со мной в реальный мир. Я вижу, что сейчас ты разочарован и хочешь от меня внимания. Давай поговорим, что нам действительно нужно друг от друга”.

-3

Ведь в фильме, на самом деле, не упоминается, что Кен хочет от Барби любви. Он хочет именно внимания. Т.е. хоты бы валидации его чувств к Барби, пусть даже она его и отвергнет потом. Кена бесило, на самом деле, пренебрежение и обесценивание.

Частично такой диалог реализован в фильме, когда Барби приходит к Кену и говорит ему о своей нелюбви и о том, что он должен найти себя. Но Кен в этой сцене предстает не как человек, который тоже повзрослел, сепарировался от Барби и понял, что навязывать себя и свои условия в отношениях - это плохой сценарий. Он плачет и истерит, потом восстает и произносит какие-то мотивационные фразы, далекие от драмы двух партнеров: фильм съезжает на проблемы феминизма, барби снова у власти, а кены осознают, что могут тоже иметь профессию.

Противоречивые итоги фильма

Такая концовка для меня выглядит смешной: ведь в Барбиленде кукол сразу делают судьями, учителями или беременными. Они не учатся. Значит, кены не смогут научиться в Барбиленде какой-то профессии. Им придется уйти в реальный мир, вместе с Кеном. Но они подчиняются приказам барби, по сути, вновь требуя их внимания и одобрения. Как будто вообще никакого развития в них не произошло. А Кен - понятно лишь, что он собирается искать свое призвание. Сепарация с Барби для него случилась, но это тоже не точно: жаль, что в конце не было кадра, как Кен уезжает из Барбиленда на поиски себя.

Концовка линии Барби тоже смешная. Первое место, которая она посещает в реальном мире - это отделение гинекологии, а не какая-нибудь школа, где она будет учиться профессии, о которой так страдала. Создатели делают акцент на том, что теперь у нее есть гениталии и она сможет заниматься сексом. С мужчинами. Т.е. фокус делается вновь на отношениях с мужчинами, хотя нам пытаются говорить о феминизме. Остальные барби просто становятся “матриархатками”: прямым текстом говорят, что кены не будут занимать топовые должности, хотя они же сами и боролись против угнетения одного гендера другим. Они решили переметнуться на сторону зла?

Почему же не срослось?

Я ждала, что в конце и кены, и барби в Барбиленде начнут учиться общаться друг с другом, а не жить в стереотипах и привычках по отношению друг к другу, смысла которых никто не понимает.

Я знаю, что феминизм - это не столько про личные отношения мужчины и женщины, сколько про равный доступ к топовым позициям и про равные зарплаты. Но я искренне считаю, что если ты умная, харизматичная, сообразительная и можешь отложить деторождение на пару пятерку лет - то топовые позиции и зарплаты наравне с мужчинами тебе очень даже доступны и без всякой борьбы за права женщин. Не нужно быть феминисткой, чтобы быть успешной в профессии и общаться наравне с коллегами-мужчинами.

Наверное, именно по этой причине я увидела в “Барби” не глобальную и уже черствеющую идею гендерного равенства, а именно идею равного и уважительного общения между двумя человечными людьми.