Найти в Дзене
LIFT-IMPORT.RU

5 причин не бояться падения лифта

Оглавление

«Никаких поводов для волнений, господа — это абсолютно безопасно», — такими словами Элайджа Отис в 1854 году приветствовал ошеломленную публику сразу после исполнения смертельного номера: обрыва троса подъёмника, на котором он стоял. Вместо того, чтобы обрушиться с высоты 4 этажей и убить пассажира, тяжело нагруженная платформа просела на несколько сантиметров и остановилась. «Шалость удалась» благодаря изобретённому Отисом механизму: особой системе крепления тросов и установки рессор. С тех пор прошло больше полутора веков, появилось ещё немало систем, сделавших вертикальный транспорт намного безопаснее как для пассажиров, так и для обслуживающего персонала.

Демонстрация работы первых ловителей
Демонстрация работы первых ловителей

Как обеспечивается безопасность пассажиров лифта?

Лифты в современном небоскребе
Лифты в современном небоскребе

В начале сентября 2023 года в одном из московских ЖК лифт с женщиной и трёхлетним ребёнком рухнул с 16-го этажа. «Падающую кабину остановила ловушка, — вспоминает пострадавшая, — не помогло, она опять начала резко спускаться вниз. Потом лифт остановился ещё раз и медленно спустился до первого этажа». За то, что пассажиры не пострадали, благодарить надо по меньшей мере 10 систем — главных и вспомогательных. Среди них:

  • система канатной подвески;
  • система запирания дверей шахты;
  • система ловителей (конструктивно похожая на те, что изобрел когда-то Отис);
  • система ограничителя скорости;
  • система амортизаторов в приямке шахты лифта;
  • система вызова помощи;
  • система диспетчерского контроля, наблюдения и мониторинга в режиме реального времени;
  • система контроля доступа в шахту и машинное помещение;
  • система аварийного электропитания;
  • система пожарной безопасности в связке с общими системами безопасности здания, системами дымоудаления и вентиляции, создающей избыточное давление в шахте.

Слаженная работа этих комплектующих обеспечивает безопасную и надёжную работу лифтов, безопасность пассажиров, сохранность техники, шахты и самого здания.

Кирилл Савинский, директор по развитию ГК LIFT-IMPORT:

«Со времен Отиса системы безопасности значительно развились. Добавился контроль проникновения в шахту, складные буферы, хитрая электроника, контроль слабины канатов, грузовзвешивающие устройства в кабине. Во многих случаях появились дополнительные возможности, комбинирующие технические и нормативные методы: системы мониторинга, предлагающие упреждающие ремонты и в режиме реального времени передающие информацию о лифте и его ошибках».
Система ловителей
Система ловителей

А если кабина полетит вверх?

Итак, упасть лифт практически не способен — для этого нужно буквально катастрофическое стечение несчастливых обстоятельств. А что, если кабина превратится в ракету и попробует вылететь из шахты вверх, как в мультфильме «Ну, погоди!»? Вопрос не праздный: в 2021–2022 годах такие происшествия были в нескольких новостройках-высотках от 25 этажей. К счастью, серьёзно никто не пострадал, но напугались люди изрядно.

На самом деле, вероятность такого происшествия тоже крайне невелика, да и высотных домов со скоростными (свыше 2,5 м/с) лифтами пока не слишком много. Однако проблема существует и профессиональное сообщество ее осознаёт.

Например, по действующему ГОСТ 33984.1–2016 лифты должны оснащаться системой безопасности, срабатывающей при превышении номинальной скорости движения кабины в любом из направлений на 15 %.

В новых зданиях это учитывается, однако в случае модернизации уже существующих домов есть существенная сложность, связанная не только с деньгами, но и с требованиями законодательства. На практике, установку системы контроля направления и скорости движения кабины лифта с обеспечением безопасного замедления тормозными механизмами необходимо рассматривать для отдельно взятого конкретного лифта в зависимости от прошедшего срока его эксплуатации и близости срока замены всего оборудования (каждые 25 лет).

Анатолий Щерба, руководитель проектного бюро ГК LIFT-IMPORT:

«Установка двусторонних ловителей на лифты со скоростью движения в районе 1 м/с в зданиях малой и средней этажности нецелесообразно, так как существующие в них системы безопасности в полной мере справляются со своими функциями. Нужно также учитывать, что вторжение в основную систему безопасности лифта и его аппаратуры управления — это уже модернизация лифтового оборудования, а значит, необходимо полное техническое освидетельствование с последующей сдачей лифта в эксплуатацию. То есть, согласования, сроки, деньги и пр.».
Панорамный лифт на скале
Панорамный лифт на скале

Человеческий фактор

Лифт, конечно, не космический аппарат, где дублируется практически 100 % всех систем. В лифтостроении усиливаются только важнейшие системы безопасности, например, система подвески кабины и противовеса лифта использует несколько тяговых канатов, тормозные диски на безредукторном приводе лифта.

Однако надежность и безопасность вертикального транспорта практически не уступает условной МКС — об ошибках или отказах хотя бы одного из цепи датчиков тут же сигнализирует система безопасности лифта, вплоть до остановки оборудования до приезда технических специалистов.

Впрочем, для этого нужно, чтобы обслуживание оборудования производилось в точном соответствии с техническими регламентами.

Высокая степень надёжности и работоспособности достигается за счёт:

  • применения высококачественных материалов в изготовлении узлов и механизмов;
  • использования проверенных временем удачных конструкций деталей и компонентов электроцепей;
  • своевременного и качественного технического обслуживания всего комплекса лифтового оборудования;
  • профессионализма персонала обслуживающей организации;
  • исключения формального прохода к проверкам.
Шахта лифта
Шахта лифта

Кирилл Савинский, директор по развитию ГК LIFT-IMPORT:

«Лифтовые организации должны иметь лицензии, входить в СРО, рабочий персонал строго проверяться и, по итогам аттестации, обязан иметь сертификаты по безопасности, электрические допуски и т.п. в зависимости от специализации и проводимых ими работ. В любом случае, всё упирается либо в сдачу нового лифта по стандартной методике со всеми визуальными осмотрами, проверкой соответствия чертежам и прилагаемой поставщиком технической документации. Либо в периодическое освидетельствование Ростехнадзором. Подстраховать может сервисная организация, которая обязана информировать владельца лифта в случае, если какие-то обстоятельства делают или могут сделать функционирование оборудования небезопасным. Также существуют процедуры, по которым под подпись ответственные лица принимают оборудование из монтажа в эксплуатацию, либо новый сервис принимает лифты/эскалаторы на обслуживание. В этот момент должны быть выявлены все возможные риски».

Безопасность лифта зависит не только от специалистов, но и от пассажиров: при пользовании вертикальным транспортом нужно обращать внимание на отклонения от нормальной работы и незамедлительно ставить в известность диспетчера УК или ТСЖ. Необходимо отслеживать состояние кабины (она должна быть чистой и светлой), проверять наличие наличие памяток, обращений и объявлений у лифта и в кабине, не пользоваться устройством при наличии посторонних звуков при движении и других признаках неправильной работы.

Специалисты ГК LIFT-IMPORT предоставляют услуги по сервису и техническому обслуживанию лифтов и другого вертикального транспорта. Подробности — на нашем сайте.