Быть может, мои постоянные читатели заметили, что на протяжении этого садового сезона я показывала все свои монохромные цветники, - кроме БЕЛОГО. И это вовсе не потому, что после переделок он оказался неудачным, - напротив: он мне стал нравиться больше. Не просто нравиться. Находясь рядом с ним, я испытываю какое-то невыразимое, ТРЕПЕТНОЕ БЛАГОГОВЕНИЕ. Мне захотелось прочувствовать его как можно лучше. Как можно лучше его описать. Поэтому я решила оставить его на десерт.
Бытует мнение, что белые цветы блекнут на фоне остальных. Они словно выпадают из общей картины, оставаясь не замеченными. Это, действительно, так - когда цветовая палитра слишком пестрая. Но не в комбинации из двух-трех цветов, и уж точно не в том случае, когда белый сам по себе. В большой массе белые цветы могут быть очень выразительными. Призрачность и выразительность - первое противоречие белого цвета. Дальше - больше. Как отстраненный, запредельно-холодный - так и таинственно притягательный. Насколько пустой - настолько же емкий. Цвет счастливо-радостных невест - и цвет печально-неизбежной смерти.
Лишенный земных страстей и суетности, он являет собой символ святости и Абсолютной Чистоты.
Вспомните свежевыпавший снег в безветренное зимнее утро. И ту особую тишину, которую он с собой приносит. Не запредельную, не назойливо звенящую в ушах, но достаточно всеобъемлющую и глубокую, чтобы различить в ней шелест падающих снежинок. Мягкая, укутывающая, убаюкивающая тишина!..
В белом цветнике также рождается особая тишина. Она не тождественна снежной, потому что в ней присутствуют и гудение пчел, и чириканье воробьев, и колыхание ветерка, и стрекот сверчков, и отдаленный лай собак или крик петуха. В ней значительное место занимает ЗЕЛЕНЫЙ ЦВЕТ. Все это делает ее более живой и динамичной. И ВСЕ ЖЕ...
Такая необычная концентрация белых цветов неизбежно создает совершенно особенную атмосферу и то, что можно назвать ВНУТРЕННЕЙ ТИШИНОЙ. Она способна поглотить все ваши мысли - так, чтобы вы отчетливо и ясно смогли заметить свои чувства и ощущения, проплывающие внутри вас непрерывным потоком, - словно облака в небе. Сменяющие друг друга, ежеминутно трансформирующиеся, самым удивительным образом меняющие свои форму, размер, плотность. Удивительные чувства и ощущения, о которых вы могли даже не догадываться.
Белый - это особенный, исключительный цвет, и какую бы из его граней мы не взяли - он всегда будет возвышаться над обыденностью. Всегда будет являть собой некую торжественность - будь она в наших головах со знаком "+", или со знаком "-". И вся эта его сложность, противоречивость мне нравится необычайно!
Но до не давних пор главной проблемой в моем белом цветнике было то, что он выглядел нарядным слишком непродолжительное время: апрель, май, в начале июня, и частично - в октябре, когда наступает пора хризантем. В разгар же лета он неумолимо пустел и наводил уныние. Поэтому два года назад я взялась за его преобразования, значительно изменив состав растений.
МАРТ 2023:
АПРЕЛЬ 2023:
МАЙ 2023:
ИЮНЬ 2023:
Надо сказать, я довольна результатом, хотя и не на 100%. Сейчас его наполненность растет именно в разгар лета, и с отходом отцвевших растений на второй план мой белый цветник не пустеет, а по-прежнему выглядит живым и наполненным. Местами даже чересчур.
ИЮЛЬ 2023:
АВГУСТ 2023:
Вот это я и хочу исправить: слишком высокие и пышные, непредсказуемо разросшиеся всего за один сезон кусты, передвинуть на задние планы. Взамен хочу больше светлого и серебристого, более компактного: дерен белый, сформированный шаром на штамбе, и больше лаванды/лавандина.
СЕНТЯБРЬ 2023:
Вместо зеленой мюленбекии волосовидной, высаженной на переднем плане - цинерарию приморскую и веронику седую, ценность которых вовсе не в цветах (в белом цветнике я их срезаю), а в декоративной листве и . Мюленбекия - совершенно невероятная и роскошная, но для белого цветника порождает слишком много зеленого. Она идеально украсит пока еще необжитое пространство в моем новом уголке отдыха, а в белом цветнике предпочтительнее растения, способные сделать его белее. Разумеется, не только за счет цветов, но и за счет листвы.
Когда я только начинала формировать свои монохромные цветники, я не видела примеров в интернете - мне кажется, они появились гораздо позже. Хотя монохромные сады существовали задолго до этого. К примеру, один из самых любимейших и популярных в Англии белый сад замка Сиссингхерст, получивший также название Сада Невест. Или белый сад в Лосли. Но и сейчас мне крайне интересно на них посмотреть. Сравнить со своим белым цветником (разумеется, не в их масштабах, а идейно, по составу); взять на заметку удачную идею, или порадоваться собственным достижениям.
Так, помимо самой идеи монохромного белого сада, я обнаружила небольшую общую деталь своих цветников с садом Сиссингхерст. Его создатели - известная в свое время писательница, талантливая и неординарная личность Вита Сэквилл-Уэст, и ее супруг. Ему нравились упорядоченность, симметрия, строгие формы и правильные линии. Ей - естественность, свобода и непринужденность. Но их совместное творение - это некий компромисс между одним и другим, это гармония и единение стихийности и строгого контроля. То, к чему от почти полной анархии совсем недавно пришла и я. К "природности" и стихийности, вписанной в четкие и правильные формы. ТАК Я ЧУВСТВУЮ БАЛАНС, РАВНОВЕСИЕ, так я испытываю душевное спокойствие и умиротворение.
Хотя мой вариант исполнения этой идеи значительно отличается от их решения. Но на то и нужны художники, чтобы не подражать кому-то, чему-то; не копировать чужое, а создавать что-то новое, - даже в рамках одной и той же темы.
Не смотря на шумиху, сопровождавшую ее личность, Вита Сэквилл-Уэст была чувственным человеком тонкой душевной настройки. На протяжении 15 лет она писала статьи про свой сад для журнала "The Observer" - полные лирики и художественных образов, тихих размышлений и эмоциональной экспрессивности. То, что влечет меня так неудержимо и неуклонно. Именно благодаря этим статьям сад Сиссингхерст стал знаменитым.
"All the same, I cannot help hoping that the great ghostly barn-owl will sweep silently across a pale garden, next summer in the twilight - the pale garden that I am now planting, under the first flakes of snow."
"Все же, я не могу отказаться от надежды, что огромная призрачная сипуха молчаливо пронесется через бледный сад, следующим летом, в сумерках, - через бледный сад, который я сейчас сажаю, под первыми хлопьями снега". Вита Сэквилл-Уэст.
(Мой перевод. ПРИМЕЧАНИЕ: "бледным садом" Вита называла свой белый сад).
Позже ее садовые заметки из "The Observer" вошли в книгу "In Your Garden" ("В твоем саду"). И, как вы, наверное, догадались, у меня возникло огромное желание прочесть эту книгу целиком. Не знаю, есть ли она на русском, но в любом случае, я хочу прочесть ее в оригинале. Закажу ее на Амазоне.
Тем, кто не знаком с садами замка Сиссингхерст, я настоятельно рекомендую статью о его необыкновенной истории.
А ЭТО - источник на англ. яз., зато в нем МНОГО ФОТО БЕЛЫХ ЦВЕТОВ - как цветочных "портретов", так и общих видов Сада Невест.
И в заключение - видео о белом саде в Loseley. Короткое, но, все же, позволяющее хотя бы отчасти погрузиться в особую, неповторимую атмосферу белого сада.