С нового учебного года в школах по всей России ввели единую модель обучения «Профминимум». О профобразовании со школьной скамьи рассказала директор Центра опережающей профессиональной подготовки Тульской области и координатором проекта «Билет в Будущее» Людмила Нугаева.
Что такое «профминимум», и почему важно было его сделать единым для всех регионов?
Профминимум – это единая система профориентации школьников. Лучшие наработки, существующие в системе образования, были объединены и предложены педагогам, чтобы школьники могли определиться в профессии и сделать осознанный выбор.
С какого возраста нужно ориентировать ребенка на выбор той или иной профессии?
Единая модель профориентации введена начиная с шестых классов. В Тульской области более 57 тысяч ребят уже являются участниками этого проекта. Профминимум вводится на трех уровнях: базовый, основной и продвинутый. Базовый предполагает, что профориентационные направления включаются в учебную деятельность и внеурочную деятельность и в работу с родителями. На основном уровне добавляется практико ориентированный модуль и дополнительное образование детей. Продвинутый уровень предполагает, что ребята еще могут получить первую профессию. Профильные предпрофессиональные классы также относятся к этому уровню.
Многие дети сейчас мечтают о том, чтобы стать блогерами, геймерами и стримерами. Как профминимум должен помочь детям определиться с профессией?
Ключевым событием профориентационного минимума стало включение в него курса «Россия – мои горизонты». Он реализуется во всех классах. Ребята знакомятся с профессиями, с востребованными направлениями и на уровне России, и на уровне конкретного региона.
Какие формы используются для того, чтобы заинтересовать школьника в выборе той или иной профессии?
Сегодня это не просто опросы, кем хотят стать ребята, когда вырастут. Новые форматы предполагают интерактивную деятельность, множество игровых моделей. Для ребят постарше и проблемные дискуссии, и проектная деятельность. В рамках основного модуля предусматривается большая практическая часть, которая в нашем регионе будет реализовываться на базе вузов и учреждений профессионального и специального образования. Кроме того, у ребят есть возможность посетить различные предприятия.
Есть ли понимание, чего хотят взрослые от детей – какие специалисты нам нужны? Что будет с рынком труда через 10 лет, мы можем прогнозировать?
Долгосрочные прогнозы конечно же делаются. Но важно понимать, что любой прогноз, и любое обучение напрямую связано с потребностями работодателей. Сегодня востребованы технические направления, инженерные кадры, высококвалифицированные рабочие.