Найти в Дзене
Видима и свободна

Я покупаю дочери одежду для мальчиков. И вот почему

Оглавление

Незнакомые люди часто принимают мою трёхлетнюю дочь Лию за мальчика. Они привыкли видеть мальчиков с такими же копнами кудрей, как у неё, но девочка в широких оливково-зелёных штанах и футболке с космическими мотивами сбивает их с толку.

Это мой сын и моя дочь. Фото: Сара Клеменс, nytimes.com
Это мой сын и моя дочь. Фото: Сара Клеменс, nytimes.com

Отказ Лии от стереотипов в одежде — это не её выбор (пока). Когда мой старший сын начал вырастать из своей одежды, я отложила часть для Лии. Подержанные вещи позволили мне сэкономили деньги и получить немного больше удовольствия от этих крошечных курточек и милых матросских рубашек.

Когда Лии исполнился год — я покупала большую часть её одежды в отделах для мальчиков. Вот как я к этому пришла.

Когда Лия начала ходить, затем бегать, лазать по горкам и прыгать — я искала одежду, которая будет такой же удобной и функциональной, как у моего сына: брюки, которые защитят её колени от падений; карманы, куда она спрячет собранные в парке камни и листья; плотные тёмные рубашки, которые укроют её руки от солнца и замаскируют пятна от травы и пищи.

Итак, я искала одежду для дочери — и обнаружила, что отделы для девочек завалены тонкими леггинсами, топами с круглым вырезом и обувью с украшениями. Я искала в интернете брюки для девочек с вместительными карманами и усиленными коленками и нашла до безумия мало вариантов.

В конце концов я поняла, что даже в наш век — когда женщины могут стать пилотессами истребителей и открыто рассказать о домогательствах и насилии (привет, MeToo) — одежда для мальчиков остаётся практичной, а одежда для девочек — «красивой».

Теперь, когда я делаю покупки для Лии, я первым делом захожу в отдел для мальчиков. Дело не только в том, чтобы избежать ободранных коленок, но и в тонком и обескураживающем послании, которое вплетено прямо в одежду для девочек: ты одета, чтобы украшать, а не действовать.

Возможно, вы думаете, что я уделяю одежде слишком много внимания?

Но то, что мы носим, важно, и не только как отражение наших особенностей и приоритетов. Многочисленные исследования показали: одежда влияет и на то, как люди воспринимают нас, и на то, как мы видим самих себя, и на то, как мы себя ведём. Люди в официальной рабочей одежде начинают мыслить более абстрактно и масштабно. Люди (даже если они не учёные) лучше сосредотачиваются, когда надевают лабораторные халаты. Не будет преувеличением предположить, что одевание наших девочек в обтягивающую, с оборками, тонкую одежду может привить им устаревшие представления о том, что они могут и должны делать.

Разумеется, у разных брендов разный дизайн, но эксперты говорят, что в целом половые различия в детской одежде реальны.

— У мальчиков раннего возраста больше карманов. У них больше одежды для активного отдыха, чем у девочек, — говорит Франческа Саммаритано, дизайнерка детской одежды и доцентка кафедры моды Школы дизайна Parsons. — Штаны достаточно просторны, чтобы сгибать ноги в коленях.

Различия в покрое — более свободный для мальчиков, более узкий и обтягивающий для девочек — не имеют никакого отношения к фигурам детей. По словам Франчески Саммаритано, у мальчиков и девочек до шести лет в целом похожие тела.

Половое разделение одежды — относительно новая вещь, говорит Джо Паолетти, специалистка по моде и авторка книги «Розовый и голубой: различая мальчиков и девочек в Америке»:

— Посмотрите, как за последние 30 лет менялась культура потребления детских товаров, и вы увидите, что стереотипы проявляются всё чаще и чаще.

Джо Паолетти считает, что у этого явления много причин. Первая — рост в 1990-х феминизма третьей волны, который более благосклонно относится к традиционно феминной внешности. Вторая — популярность определения пола во время беременности и связанных с этим gender reveal parties: вечеринок, на которых гостям объявляют о поле плода. Третья — снижение рождаемости, из-за чего производителям пришлось придумывать, как принудить родителей покупать новые детские вещи, а не принимать в дар б/у одежду или обмениваться ей.

Некоторые компании пытаются преодолеть неравенство и выпускают унисекс-одежду, подходящую девочкам и мальчикам: штаны с усиленными коленями, шорты и брюки с карманами. Но большая часть индустрии, похоже, всё ещё вовлечена в цветовую битву розовых и голубых одёжек.

Я не хочу выбирать сторону на этой битве. В нашем доме не запрещён розовый или платья в цветочек. И Лия любит и то и другое — как и футболки с паровозиками «для мальчиков». Моему 5-летнему сыну нравятся цветочки, радуга и блестящие вещи. Иногда он носит штаны в «девчачьих» цветах.

Мне всё чаще кажется глупым, что у нас вообще есть «одежда для мальчиков» и «одежда для девочек».

Почему девочки должны ограничиваться пастельными тонами и милыми котятами, а мальчики — тёмно-синим цветом и принтами со строительной техникой? Я хочу покупать своим детям одежду, которая соответствует их интересам, а не стереотипам об их поле.

***

Этот текст написала Сара Клеменс, перевела и пересказала Лена Климова.

Источник: Sara Clemence. The Gender Divide in Preschoolers’ Closets. The New York Times. Aug. 28, 2018.

💰Поддержать канал