История отношений этих людей окутана романтическим флером из-за скандальной репутации леди Эммы Гамильтон и героического ореола вице-адмирала Горацио Нельсона – признанного героя Англии, отважного флотоводца, победителя франко-испанского флота в Трафальгарской битве.
Но – как это часто бывает в истории – Нельсон в сознании обывателей остался не только мужественным воином и талантливым стратегом, но и героем головокружительной, неоднозначной любовной интриги, которая едва не затмила его воинские подвиги. Опозорил ли вице-адмирала роман с куртизанкой-простолюдинкой, как считали чопорные британцы, или, наоборот, прославил в глазах легкомысленной публики, падкой на подобные истории?
На этот вопрос отвечают факты биографии Эммы, в девичестве – Лайон. Она родилась в английской провинции в семье бедного кузнеца, отправилась на заработки в Лондон, где с трудом сводила концы с концами. Но благодаря своей красоте и врожденной грации юная Эмма быстро привлекла внимание состоятельных мужчин.
Сначала она попала в поле зрения авантюриста «доктора» Грэхема, который нанял ее в качестве натурщицы в свое увеселительное заведение с рейтингом 23+. Затем девушка побывала любовницей двух аристократов – Гарри Фезерстона и Чарльза Гревилла, в домах которых обучилась хорошим манерам и даже брала уроки пения, рисования и иностранных языков.
Поэтому когда Гревилл сбыл ее с рук к своему дяде – английскому послу в Неаполитанском королевстве, любителю антиквариата сэру Уильяму Гамильтону, Эмма (на тот момент взявшая себе новое имя – Эмили Харт) уже обладала всеми необходимыми навыками для того, чтобы стать светской дамой.
Беглый перечень этих жизненных фактов Эммы объясняет негодование консервативных англичан на слепую страсть Нельсона – их любимца и национального героя (который на тот момент к тому же был женатым мужчиной).
Была ли любовь?
В 1791 году Эмма вышла замуж за Уильяма Гамильтона и стала леди. Это был неравный брак: невесте едва стукнуло 26 лет, а счастливый супруг в свои 60 годился ей в дедушки. Тем не менее, это было законное супружество, и юная леди на правах жены английского посла попала в высший свет Неаполитанского королевства. Здесь она освоилась с удивительной легкостью и необычайной быстротой.
Врожденные актерские данные (Эмма прекрасно пела и танцевала) и искрометная красота открыли ей двери салонов и даже королевского дворца. Леди Гамильтон стала любимицей королевы – Марии Каролины Австрийской, сестры Марии Антуанетты. В солнечном Неаполе она кружила головы мужчинам с тем же успехом, как и в туманном Лондоне; среди ее поклонников был даже сам Гёте.
В статусе королевской любимицы и главной звезды двора леди Гамильтон в 1798 году познакомилась с Горацио Нельсоном. На тот момент он был фактически калекой – в боях с революционной Францией он покалечил глаз, руку, был ранен в голову. Но шрамы и раны украшают мужчин, поэтому в Неаполе (куда он прибыл отбивать Наполеона) его обожали. И здесь жизнестойкий Горацио пал жертвой чар Эммы.
Сомневаться в чувствах Нельсона не приходится: судя по его сохранившимся письмам к леди Гамильтон, он и впрямь грезил, вернее, бредил своей возлюбленной. А любила ли Эмма своего героя? В это трудно поверить: вряд ли женщина со столь бурным прошлым могла испытывать искренние чувства к человеку с физическими увечьями. Скорее всего, ее привлекал не сам Нельсон, а его героико-романтический ореол. Ведь он в одиночку блеском своих побед затмевал даже королевский двор – как неаполитанский, так и английский.
Бесславный конец
21 октября 1805 года состоялась знаменитая Трафальгарская битва. В этом сражении англичане под командованием Нельсона разгромили франко-испанский флот. 18 кораблей противника было либо потоплено, либо взято в плен. Но Горацио Нельсон получил смертельное ранение в позвоночник и через несколько часов скончался, успев, однако, поручить свою возлюбленную с дочерью заботам английского государя.
Но последнюю просьбу героя проигнорировали. Нельсон был похоронен с величайшими почестями, а все награды и его посмертная слава достались его законной супруге. А леди Гамильтон (которая овдовела еще в 1803 году) осталась без средств к существованию.
Она влачила жалкое существование и умерла на юге Франции в нищете в 1815 году (к счастью, ее дочка избежала печальной участи матери: ее взяла на воспитание одна из сестер Нельсона). На своем личном примере Эмма Гамильтон доказала, что судьба куртизанки – это путь в никуда. Перефразируя Карандышева, можно только удивляться, почему героев тянет на испорченных женщин?
Подписывайтесь на дзен-канал «Мир истории» и канал в Телеграм и не забудьте поставить лайк))