"Весь этот мрачный период раннего детства прошел под знаком картошки. Картошка была единственным продуктом, который мы могли достать", - вспоминал о своём детстве знаменитый артист балета Рудольф Нуреев.
Пока отец будущей мировой звезды воевал на фронте, его мать, родившаяся в крестьянской семье и не имевшая никакой специальности, с трудом сводила концы с концами для того, чтобы обеспечить четверых детей.
Так, маленький Рудольф даже пошёл в первый класс босиком и в пальто старшей сестры, т.к. у матери не было денег, чтобы одеть ребёнка к школе, отчего одноклассники обзывали мальчика побирушкой.
Еще одним из тяжелых воспоминаний детства для Рудольфа Нуреева стали стеснённые жилищные условия:
Наша семья делила девятиметровую комнату не только с дядей, но и еще с одной семьей. Три семьи в девятиметровой комнате. Тем не менее не помню, чтобы у нас происходили какие-нибудь дикие сцены. Каким-то чудом нам удавалось вести это кошмарное существование, не доходя до ненависти, до той черты, когда люди просто не выносят вида друг друга.
Поэтому совсем не удивительно, что когда перебежавший на Запад в возрасте 26 лет Рудольф Нуреев стал получать гигантские гонорары, он обустроил свое жилище в Париже с той максимальной избыточностью и тягой к роскоши, которая в том числе может быть присуща человеку, выросшему в глубокой бедности.
Интерьеры Парижской квартиры Рудольфа Нуреева были оформлены знаменитым итальянским дизайнером и декоратором Ренцо Манжардино, который специализировался на вычурно роскошных старинных интерьерах.
Тем не менее, как мне кажется, если отделка и обстановка этих комнат в целом не раздражает и не режет глаз (как, это часто бывает в интерьерах в стиле "дорого-богато"). То жить здесь постоянно, скорее всего, было бы довольно утомительно.
И все же в некоторых деталях этой квартиры отчетливо проступает вкус хозяина:
Можно отметить странный выбор сюжетов картин для столовой. Гораздо уместнее здесь были бы какие-нибудь натюрморты в стиле Франса Снейдерса. Но в данном случае декоратор, без сомнения, учел пожелания заказника.
Также мне кажется довольно неудобной и непрактичной ванная комната:
Разве можно здесь принять душ, не забрызгав стены с дорогой росписью водой? Не удивлюсь, если в этой квартире где-то была обычная утилитарная ванная комната "не для чужих глаз".
В одном из своих последних интервью декоратор Ренцо Манжардино со смехом вспоминал, как один из его клиентов однажды перепродал свой замок, оформленный Манжардино, за гораздо более внушительную сумму, чем было изначально потрачено на ремонт и реставрацию здания.
Однако новый владелец элитной недвижимости вскоре с ужасом убедился, что прекрасные старинные дубовые буазери (резные панели), которыми были оформлены парадные комнаты в замке, оказались всего лишь искусной имитацией из гипса, а кордовские кожаные обои XVII века - раскрашенной прессованной бумагой и т.п.
Однако в отделке квартиры Рудольфа Нуреева мы видим те же фирменные приемы знаменитого итальянского дизайнера - кожаные обои, старинные панели, которыми отделана нижняя часть стен, и т.п.
Поэтому совсем не исключено, что вся кажущаяся музейность и антикварность этой квартиры может оказаться всего лишь тщательно продуманной театральной декорацией.
В конце концов, и вся жизнь Рудольфа Нуреева была подобна яркой, но короткой вспышке софита на театральной сцене.