Ровно полгода прошло с тех пор, как мы тут пытались угадать недалекое будущее, в котором синтезированные нейросетью изображения и голоса наших родственников станут выманивать у нас наши же деньги, продавать нам сковородки и толкать политическую рекламу. Тогда многие читатели предположили, что человечество быстро создаст систему противодействия имитированной реальности: например, научится ее распознавать и маркировать. Пока мы с вами качали головами, эта реальность уже пришла. Евгений Касперский заявляет, что сегодня подделать можно любую биометрию человека. Не только внешность и голос, но и отпечатки пальцев, сетчатку глаза. Все, приехали!
Давно ли мы смотрели фантастические фильмы, в которых какие-нибудь суперумные ученые заходили в свои сверхсекретные лаборатории по сканеру сетчатки глаза? Тогда такие смелые сцены казались чем-то далеким, невероятным. Но вот пожалуйста: в московском метро запускают оплату лицом. Чтобы ее настроить, достаточно на сайте метрополитена оформить заявление, к нему приложить номер карты «Тройка» и свое фото.
Откровенно говоря, я не считаю очень умными людей, которые сейчас побегут оформлять этот face pass якобы для экономии времени. Ну, может, гики какие-нибудь, то есть профессиональные ценители прогресса, ради интереса и попробуют платить лицом. И если они действительно разбираются в технологиях, им хватит ума не держать на карте много денег. Потому что вдруг система ошибется? Или у вас есть двойник? Мало ли было историй, когда хваленый московский «Умный город» ловил не тех людей? То за неуплату алиментов, то за кражу в магазине. Вдруг система будет регулярно принимать за вас кого-нибудь другого и тот станет ездить на ваш кошт в метро? У меня, кстати, есть двойник, я видела ее в детстве в программе «Звездный час». Не хочу, чтобы она за мой счет ездила в метро! К тому же, я думаю, что оплата улыбкой будет занимать больше времени: камера распознавать лицо, фокусироваться на нем, сверять с базой и передавать сигнал на турникет будет дольше, чем срабатывает карточный чип. Тут как оплата переводом или скидочная карта по номеру телефона: очереди в магазинах удлинились, потому что каждый называет свой номер телефона. Риски играть в такие игры с метро не окупятся.
А уж доступ к банку... Есть телефоны со сканером сетчатки глаза. Можно входить в банковское приложение по одному взгляду. Уж не знаю, какими надо быть ленивыми! У меня вход по отпечатку пальца отключен, а на самом телефоне в качестве ключа установлен отпечаток… ну скажем, нетривиальный я выбрала для этого палец. Зачем? А потому что я читаю новости. И помню жуткие истории краж денег во сне. Помню новость про одну девушку, которую кавалер напоил на свидании и, пока спала, вошел в банковское приложение. Вы не пьете и не ходите на слепые свидания? Я тоже, но для нас с вами есть другая новость: женщину убили и отрубили палец, чтобы разблокировать приложение.
Глаз при использовании входа по взгляду, слава богу, вырывать не надо — достаточно, если вас заставят посмотреть в камеру. Не захотите? Говорят, взгляд у покойника начинает мутнеть только через четыре часа...
Это все было в последние пару лет, еще до нейросетей и пр. И я, например, для себя давно решила: в банке у меня нет образца голоса и я с помощью голоса не управляю, по лицу и взгляду никуда не вхожу, улыбкой не плачу. И если раньше, признаю, это было своего рода паранойей — ну кому окупится отрезать мне палец ради доступа к моему скромному счету — то теперь решение не сдавать без дела биометрию уже обрело смысл: если наши лица, голоса и даже сетчатка легко подделываются, значит это можно совершать в огромных масштабах и потоком, выпуская дубликаты биометрических данных для всех образцов из утечки. Если какой-то банк утратит биометрию 500 тысяч клиентов, с помощью нейросетей можно воссоздать эти личности в несколько присестов и столь же массово взламывать аккаунты в банках.
С сетчаткой и отпечатками сложнее — нужно заказывать в печати. То и другое делается легко. Если вы богатый или влиятельный человек с ценной информацией, вам могут сначала запустить шпионское приложение, которое считает с телефона изображение сетчатки или ваш отпечаток и передаст заказчику. Там на 3D-принтере сделают копию. И все — осталось лишь получить доступ к вашему телефону или сим-карте. Тут спасет только пин-код. Конечно, могут пытать. Помню из детства сериал «Горячев и партнеры» — как пытали раскаленным утюгом. Но до этого вряд ли дойдет: похитить богатенького буратину и пытать в наше время сложнее, чем сделать копию его биометрии и затем выкрасть телефон.
Но что-то я все о корыстном. Мир не состоит из одних лишь краж и грабежей. Раз в полгода потерять 44 рубля с «Тройки» из-за двойниика — небольшое расстройство. Грабить будут не каждого, от кражи можно защититься, перейдя с биометрии на пин-коды: все же, к большинству из нас бандиты с утюгом не придут. Как насчет более масштабных неприятностей? Помните историю диктора Алены Андроновой, которая записала для банка образец своего голоса, а банк стал продавать голос для каких попало сервисов роботизированной озвучки, в результате чего голосом актрисы озвучивают рекламу пива, школьные курсы и даже порно? Оказывается, в России уже десятки дикторов, чтецов аудиокниг столкнулись с тем, что их голоса используют для озвучивания рекламы, видеоигр и создания нейросетями аватаров на их основе. Я сразу вспомнила историю из лондонского метро: где-то в конце 2000-х в метрополитен обратилась вдова диктора, который записывал для подземки названия станций и все служебные сообщения, в том числе знаменитое «Mind the gap, please». Женщина просила перезаписать сообщения, так как ей тяжело ездить в метро. Кажется, мэрия Лондона тогда пошла ей навстречу. Но позже на основе голоса покойного синтезировали свободную речь, и теперь знаменитый голос лондонского метро можно встретить на автомойках, кофестанциях, он продает в автоматах лото и озвучивает рекламу. Вдова, судя по всему, сошла с ума. Сообщалось о подаче ею все новых исков.
А еще я читала про парня, кажется, из Кирова, который утверждает, будто новый китайский авто говорит с ним голосом тещи. Проверить нельзя, теща-актриса полгода как разбита инсультом. Вроде помнят, что где-то какие-то наборы слов озвучивала. «Ей сказали, что на основе ее речи будут учить нейросети распознавать слова». Видимо, тоже обманули. У нас голос пока не включен в перечень персональных данных, подлежащих защите. Так что его могут не только украсть для последующего преступления, но и размножить. Будете много болтать в интернете — вашим голосом озвучат анекдоты.
Но от этого не убережешься, поможет только совершенствование правовой системы, которая пока не знает, что делать с хищением ранее никому не нужных голосов и улыбок.
А вот от ущерба, связанного с «уводом» ваших отпечатков пальцев или глаза бороться легко: до тех пор, пока вся эта цифровая вакханалия не устаканится, не настроится и не урегулируется, лучше не развлекаться прогрессом, а по старинке запоминать числовые пароли. Женщина, которую убили ради отпечатка пальца, тоже вряд ли думала, что кому-то понадобится ее счет. Между прочим, убили ее у нас в Петербурге.
Так что я, пожалуй, от прогресса воздержусь.
Анастасия Миронова для портала Альтерлит