Помните, когда фильмах герою предстоит выполнить какую-то сложную задачу или совершить отважный поступок, зрителям не показывают деталях все этапы подготовки. Съемка в ускоренном режиме: герой куда-то быстро ходит, вокруг него сменяются декорации, виден рост героя. В конце нам показан персонаж, готовый решить любую задачу, одолеть злейшего врага. И вот она финальная битва! Герой побеждает, зритель аплодирует 👏
Я всегда мечтаю, чтобы так было и в жизни. Особенно при подготовке к экзаменам. Ну вот, правда, иногда переливание из пустого в порожнее просто отнимает силы и учителя, и учеников. Но победа героя над неприятелем в кино - большой вселенский обман. Ведь самое важное и сложное - это не финальная битва, а подготовка к ней!
Так и на экзаменах, которые ученик пишет в лучшем случае 4 часа. А готовится он к ним несколько месяцев, а то и лет!
6 декабря одиннадцатиклассникам предстоит их первое серьезное испытание - итоговое сочинение (мы будем называть его ИС).
О том, что это такое и с чем его едят, расскажу вам я, Евгения Анатольевна, учитель русского языка и литературы. Подписываетесь на канал, чтобы не пропустить другие статьи по подготовке ребят к ИС.
Что же такое итоговое сочинение?
Отбросим в стороны все официальные документы, поговорим просто.
ИС - это некий аналог выпускного сочинения по литературе, которое было раньше. Только в нашем случае есть определенные требования к сочинению и критерии его оценивания.
Так уж получилось, что оценивать этот вид работы выпало учителям русского языка и литературы. Но сочинение все же носит «надпредметный характер». Да, ученик должен привести примеры из художественной литературы. Но вот в своих рассуждениях (когда пишет вступление/заключение) он может опираться на любые свои знания.
Например, из обществознания можно взять определение каких-то духовно-нравственных понятий (семья, честь, совесть). В истории можно найти примеры влияния государства на судьбу нации. И так далее.
☝️ Поэтому важно, какие знания ребенок получает на других гуманитарных дисциплинах. Это во многом облегчит написание вступления.
Конечно, важную часть сочинения составляет литературный аргумент. И вот тут уже страдаем мы, филологи, ибо современные дети уж очень не любят читать классику. А то, что предпочитают читать ребята - фэнтези, манга, комиксы - не очень-то и подходит к тем темам, которые предлагает ФИПИ.
К слову о темах
До прошлого года ФИПИ объявляли в конце августа 5 направлений, по которым детям предстоит писать сочинение. С 2022 года подход изменился. Теперь есть 3 раздела со своими темами, на которые должен опираться учитель и ученик.
Вот так они примерно выглядят ⬇️⬇️⬇️⬇️
На мой взгляд, это гораздо удобнее, чем каждый год изобретать велосипед. У учителя будет возможность подготовить список универсальных произведений, чтобы помочь ребятам. Кроме того, в интернете гуляет «банка» со всеми возможными формулировками тем по каждому разделу.
О каждом разделе, о том, как за оставшиеся 1,5 месяца подготовить детей, мы поговорим в следующих статьях. Каждый вторник будет выходить новый материал по подготовке к итоговому сочинению. А пока можете посмотреть видео «Итоговое сочинение в 11 классе: главное».
Самое главное
Итоговое сочинение - это допуск до экзаменов. Оценивается оно по системе «зачет»/«незачет». Все бланки подгружаются в личный кабинет выпускника. В некоторых вузах за итоговое сочинение дают дополнительные баллы.
Если ребенок получил «незачет», то может его пересдать два раза: в феврале и апреле.
Мне кажется, в итоговом сочинении нет ничего страшного и сложного. Но как любое испытание, эта форма работы вызывает у ребенка все равно страх и тревогу.
Резюме:
В сочинении ребенок должен порассуждать на предложенную тему, подобрать к этой теме логичные аргументы (лучше два) и сделать вывод.
Кратко об ИС можно посмотреть в инфографике ⬇️⬇️⬇️
Если у вас остались вопросы, их можно задать, написав на почту, указанную в описании канала.