Найти в Дзене
24

«Брат». Исход: 3. 13. Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий.

Фильм «Брат» Алексея Балабанова, после выхода стал культовым и остаётся таким по сей день. Если заглянуть на Кинопоиск, его оценка будет 8.3, он входит в топ 100 лучших фильмов на этом ресурсе. Фильм обгоняет «Груз 200» - лучший фильм Балабанова. И это очень странно, потому что сам Балабанов этот фильм на любил и выпустил вторую часть только чтобы заработать денег (не совсем, об этом будет дальше)

Сначала нужно понять почему персонаж Балабанова стал народным героем. Ни для кого не секрет, что Россия в 90е была под гнётом милиции и бандитов. На улицах и по всей стране творился беспредел. Новосозданную страну штормило, люди теряли веру в государство, которое не могло их защитить. И теряли веру в новый строй, сменивший социализм. Это можно проследить по выражению «Демократия проклятая», именно в это время слово "демократия" стало ругательственным у русского народа. И персонаж который «вершит справедливость» стал для того поколения настоящим супергероем. Для них он вершит справедливость. Он спаситель. Он твёрдо следует своим идеалам. Ценит семью и борется за правду, не смотря ни на что. В общем и целом, герой, который нужен был тогда всем.

А теперь посмотрите на Балабанова. Авторский режиссёр делает боевик про правдоруба? Что-то не складывается.

У Салтыкова-Щедрина есть роман «История одного города». Внимание, цитата: «Идиоты вообще очень опасны, и даже не потому, что они непременно злы (в идиоте злость или доброта - совершенно безразличные качества), а потому, что они чужды всяким соображениям и всегда идут напролом, как будто дорога, на которой они очутились, принадлежит исключительно им одним. Издали может показаться, что это люди хотя и суровых, но крепко сложившихся убеждений, которые сознательно стремятся к твёрдо намеченной цели. Однако ж это оптический обман, которым отнюдь не следует увлекаться. Это просто со всех сторон наглухо закупоренные существа, которые ломят вперёд, потому что не в состоянии сознать себя в связи с каким бы то ни было порядком явлений...»

Никого не напоминает? Не Данила ли Багров прорубает всё на своём пути, следуя своим убеждениям, оставляет после себя только кровавую баню? Он так же не положителен и не отрицателен, наглухо закупоренный в своём мире. Но идиотом мы его назвать не можем, ведь мы знаем, что сделало главного героя таким.

War.

Данила Багров прошёл чеченскую кампанию. Про свою службу он говорит, что отслужил в штабе писарем, но по его подготовке понятно, что это не так. Поэтому он и не говорит о своей службе, так как это травмирующее воспоминание, которое он не хочет трогать. На этом событии и строится весь фильм. Данила искалеченный войной человек, он ищет бойню после "дембеля", как наркоман ищет дозу. Он прикрывается идеалами ради того, чтобы просто убивать. Он ничем не отличается от тех же бандитов, потому что сам им и является, только те убивают ради денег, а он из-за своих убеждений. На пятой минуте фильма, только-только вернувшись из части, он калечит охранника, далее совершает заказное убийство. В пейзажах серого Питера, при любом взаимодействие с социумом, он чувствует себя неуютно, но во всех сценах убийств, изготовления оружия и сцен после совершения преступления - он спокоен. Он чувствует, что это его дело. Убийство для него, как для менеджера на Уолл-стрит закрыть сделку. Он добр к бомжам, но не любит евреев. Его убеждения никак не обоснованы. В них нету логики. Того же брата, который его предал и является таким же "бандосом", он не тронул. Складывается ощущение, что он даже не понимает какие вещи тот творил. Его нисколько не удивляет просьба брата убить человека, это привычно ему и в этом он закрыт в себе. У него собственный мир, в котором он живёт, поэтому люди его не понимают, а он не понимает их. Это глубоко несчастный человек, который не осознаёт своего несчастья. Он не анализирует, не осмысляет, а просто действует, не смотря на последствия. Не понимая весь ужас убийства человека и думая, что творит добро. Он дует в рог изобилия, но выдувает только всепоглощающее пламя. И именно поэтому это, возможно, лучший антигерой в истории российского кино.

Балабанов в фильме «Брат» сказал всё, что хотел, но люди его не поняли. Человек, поступки которого мы не можем одобрить, а можем только посочувствовать его участи, вдруг стал вселюбим и вознёсся до уровня идола. Понятно, что все хотели вторую часть и продюсеры и зрители. Балабанов вряд ли согласился бы, у него не было ни одного сиквела за карьеру. Тут уже идут домыслы, но всё же, скорее всего Балабанов видел, как его герой "икононезируется”, поэтому решил снять вторую часть. По сути, "Брат Два" - это первая часть, но уведённая в абсолют. Брат в итоге его кинул окончательно, Данила багров совершает преступления не на уровне одного государства, а на международном уровне. Его крыша летит окончательно. Он посреди города устраивает бойню, выпиливает целый клуб людей. Он начинает настоящую войну. Не ставя ни во что последствия от своих действий. И тут он выступает уже настоящим злодеем. Злодеем, который на столько уверовал в свои принципы и жизненные правила, что они стали для него заповедями. Он уверовал, что он есть бог. Именно поэтому фильм, по сравнению с первой частью, считается топорным. Просто Балабанов не хотел в этой части делать антигероя, он сделал тупоголового всепробивающего идиота.

Но вторая часть только всё усугубила. Если раньше Данила Багров был просто супергероем, то потом он стал творцом. Творцом смерти. Оставляя после себя лишь багровые реки крови. Парадокс, но люди начали возносить его ещё выше. Нельзя ругать в этом Алексея Балабанова, ведь он сказал всё чётко и ясно, целых два раза, наверное, просто люди сами не хотят понимать на сколько ценна человеческая жизнь и как легко она обрывается.

Ветхозаветный Бог мстил, уничтожал города и народы. Его поклонники распяли голубоглазого еврея, что утверждал, что бог есть любовь. Если бы кто-то это понял, то мы бы жили совсем в другом мире.