Слушая подборки советской песенной классики, мы редко задумываемся, что за люди стояли за той или иной мелодией, теми или иными стихами. Некоторые имена, конечно, на слуху. Другие порядком подзабыты. Работы ленинградского композитора Станислава Пожлакова знакомы, пожалуй, каждому. Но многие ли вспомнят автора?
Во времена СССР песни, музыку к которым написал Станислав Пожлаков, звучали наравне со шлягерами других знаменитых композиторов. Кто же не знает, например, песенку о топающем малыше?
Будущий автор чудесной мелодии родился 4 января 1937 года в Мытищах, но в детском возрасте вместе с семьёй перебрался в Ленинград. Судьба Станислава Пожлакова оказалась навсегда связана с этом городом. И ленинградцы по праву считают его своим. Пожлаков остался единственным из четырёх детей в семье, пережившим блокаду.
Талантливый мальчик учился в школе № 107 на улице Выборгской, из которой вышли тележурналист Юрий Сенкевич, народный артист Георгий Тараторкин, писатели-фантасты Аркадий и Борис Стругацкие.
Вместе с ещё одним музыкальным ленинградцем — будущим джазменом Геннадием Гольдштейном — Станислав Пожлаков разделил увлечение джазом. Вместе они решили образовать свой оркестр.
Станислав Пожлаков начал писать песни, но дело не ладилось. Однажды под Новый год случилось чудо: почтальон принёс в квартиру композитора известие о гонораре за одно из его сочинений. Это были «Ребята 70-й широты». В одночасье композитор проснулся знаменитым. А название песни стало символическим обозначением целой эпохи.
Началась череда успехов. В 34 года Станислав Пожлаков при содействии Василия Соловьёва-Седого был принят в Союз композиторов, даже не имея корочки об окончании консерватории. Его песни звучали с эстрады в исполнении известных артистов, транслировались по радио и выходили на пластинках огромными тиражами.
Многие помнят фильм «Бронзовая птица» (1975) — и ощущение предвкушения новых приключений от песни «Ты гори, гори, мой костёр», написанной Станиславом Пожлаковым на слова Булата Окуджавы.
Станислав Пожлаков обладал явной артистической харизмой — и проявил себя и в качестве исполнителя. Даже выпустил несколько пластинок под своим именем.
Он же исполнил «Туман» из военной драмы «Хроника пикирующего бомбардировщика» (1967) — одну из лучших песен о войне послевоеннного времени, написанную композитором Александром Колкером на слова поэта Кима Рыжова.
Авторские отчисления позволяли семье Станислава Пожлакова жить счастливо и безбедно, но личная жизнь, казавшаяся безоблачной, дала трещину. Отношения с первой супругой не сложились. В 1977 году композитор женился во второй раз — на певице Нине Молтянской. Но и этот брак окончился разводом. В 1980-е годы Станислав Пожлаков остался в одиночестве. Его музыка в новое время оказалась не нужна.
В последние годы композитор страдал от проблем со здоровьем, вёл затворнический образ жизни и с трудом передвигался даже по квартире. Во время празднования 300-летия Петербурга в 2003 году о Станиславе Пожлакове — знаменитом композиторе, блокаднике, прославлявшем Ленинград в своих песнях, — попросту не вспомнили.
26 сентября того же года тело композитора обнаружили соседи, которые заглянули в открытую дверь. Обстоятельства смерти Станислава Пожлакова так и остались загадкой. Эдуард Хиль не исключал насильственного характера гибели коллеги, но виновные не были найдены.
Могила Станислава Пожлакова затеряна на Сестрорецком кладбище. На ней нет даже надгробия — лишь маленькая каменная табличка с именем. Более заметного увековечивания достойна память человека, который когда-то спел:
«Он ходил от звезды к звезде,
Зажигал от звезды звезду,
Он ходил от беды к беде
И гасил за бедой беду.
Он ходил от цветка к цветку,
Зажигал от цветка цветок,
У ночей отбирал тоску,
Чтобы ты тосковать не мог».
Спасибо за внимание! Буду благодарен за лайк и комментарий, заглядывайте на огонёк!