Найти тему
Версия

Под колёсами «Теслы»

На автозаводах Илона Маска нет профсоюзов, отмечает американист Малек Дудаков. Именно это обстоятельство, по его мнению, в кризисные времена даст Маску фору перед главными конкурентами – «Фордом» и «Дженерал Моторс». Но так ли это на самом деле?

   Под колёсами «Теслы»
Под колёсами «Теслы»

Забастовка рабочих автозаводов США продолжается, на кону будущее всей американской автомобильной промышленности, «с каждым днём всё сильнее погружающейся в кризис», пишет Wall Street Journal. Белый дом пытается келейно договориться с профсоюзными боссами, но те, похоже, ни в какую. На кону 36-процентная надбавка к зарплате рабочих. «У этой ситуации, – отмечают Дудаков и Wall Street Journal, – уже наметился явный бенефициар. Это Илон Маск. Его корпорация Tesla в отличие от «большой тройки» – GM, Ford и Stellantis/Chrysler – отказывает своим рабочим в праве на профсоюзы. И заводы Tesla продолжают как ни в чём не бывало работать, пока вся деятельность их конкурентов в США парализована».

Гангстеры против профсоюза

Знание истории зачастую помогает пристальнее вглядеться в настоящее и более взвешенно разобраться, что к чему и чего ожидать. Как известно, профсоюзным организациям удалось закрепиться на автозаводах Детройта – столицы автомобильной промышленности США – лишь к концу Великой депрессии, в конце 30-х годов прошлого века. Причём первым пал лидер отрасли – «Дженерал Моторс», в 1937-м допустивший тред-юнионы на заводы после 44-дневной «сидячей стачки». Вслед за ним сдался и «Крайслер». А «Форд» «держал оборону» до начала 40-х, причём профсоюзы так и не смогли создать ячейки непосредственно на заводах, а оформлялись под сенью Объединённого профсоюза рабочих автомобильной промышленности (UAW). После публичного демарша в январе 1941 года, когда более тысячи заводчан пришли в цеха в бейсболках с атрибутикой UAW, Форд уволил 10 тыс. рабочих. Полторы тысячи из них предпочли стать штрейкбрехерами, нежели биться за своё светлое будущее. И лишь летом после перенесённого инсульта Форд сдался, подписав с UAW «проф­союзный договор».

Но отсутствие профсоюзов не помогло Форду опередить «Дженерал Моторс», несмотря на четыре года форы. Зато семейство магната чуть было не лишилось всего нажитого тяжёлым трудом Генри Форда-старшего. Ровно такая же судьба может подстерегать и Илона Маска, но об этом чуть ниже. А пока расскажем, каким образом Форду удавалось отбиваться от атак тред-юнионов. Надо признать, что старик Форд в равной степени боялся и гангстеров, и профсоюзных боссов. Но гангстеров он определённо боялся меньше. «Среди первых покупателей фордовской машины оказался гремевший тогда на всю Америку гангстер Джон Диллинджер, – писал американист Валентин Зорин в своей книге «Некоронованные короли Америки». – На этой машине он совершал дерзкие налёты на банки, на ней же скрывался от полиции. Однажды гангстер прислал Форду письмо: «Хотел бы с вами повидаться. Ваша машина просто восхитительна». Трогательное послание бандита Форд немедленно опубликовал во всех газетах: что ни говорите, а реклама – двигатель торговли». Но, предпочтя гангстеров профсоюзным боссам, Форд чуть было не сделал роковую ошибку.

Илон Маск, по сути, повторяет судьбу Генри Форда, опасаясь тред-юнионов и не желая пускать на свои заводы профсоюзные организации. Правда, для этого он привлёк не кулачных дел мастера, а вполне, казалось бы, благообразного менеджера по имени Джаред Бёрчелл

Дабы противостоять давлению профсоюзов, Форд нанял управляющего, Генри Беннета. В прошлом моряка и боксёра, «с железными кулаками и свирепым нравом». Из охраны Форда Беннет смог выбиться в личные телохранители, а затем пошёл выше. В марте 1932 года рабочие Форда, уволенные им за попытку создать профсоюз, вышли на манифестацию в пригороде Детройта Дирборне, где располагались офисы корпорации. Полиция пыталась разгонять манифестантов при помощи холодной воды из брандспойтов, но успеха не имела. И тогда в дело вступила «банда Беннета» – нанятые им молодчики с криминальным прошлым и настоящим. «Банда» расстреляла рабочих из автоматов. Четверо манифестантов погибли сразу, ещё один скончался в больнице. «Они пришли к Форду за хлебом, – писали газеты, – а Форд накормил их пулями». После этого инцидента доверие Форда к Беннету стало поистине безграничным. «Беннет никогда не скрывал своих связей с преступным миром, – писал американский историк Алан Невинс. – Комиссия Кефовера по расследованию преступности вызывала и допрашивала его в связи с делом известных гангстеров Антони д’Анна и Джо Адониса. Беннет раздавал подарки и подряды главарям мафии, по их просьбе нанимал на работу преступников, попавших в трудное положение. Так, известный гангстер из Детройта Честер Ламар получил подряд на поставку фруктов. Всю эту свору Беннет держал для устрашения рабочих фордовских заводов».

Но, поставив на Беннета, Форд просчитался. «Старый Форд всё больше подпадал под влияние своего фаворита, безгранично доверяя ему, – писал Зорин. – Беннет стал между Фордом и его семьёй, сыном и внуками, фактически лишив их власти в компании. Во всех конфликтах Форд-старший становился на сторону Беннета в ущерб своим наследникам. В 1943 году сын Форда Эдзел внезапно и при не вполне ясных обстоятельствах умер. Кое-кто в Америке задавал вопрос, не имел ли к этой смерти какое-либо отношение Беннет? После смерти сына Форд уже официально поставил Беннета во главе компании, назначив его исполнительным директором». И наследникам Форда стоило немалых усилий, чтобы сместить назначенца, сохранив таким образом семейный бизнес.

Джаред Бёрчелл, как Генри Беннет

И к чему же это всё? – спросит читатель. А к тому, что Илон Маск, по сути, повторяет судьбу Генри Форда, опасаясь тред-юнионов и не желая пускать на свои заводы профсоюзные организации. Правда, для этого он привлёк не кулачных дел мастера с дурной репутацией, а вполне, казалось бы, благообразного менеджера по имени Джаред Бёрчелл. Ему нет 50, он бакалавр искусствоведения, а в прошлом ещё и банкир. С недавнего времени именно он, а не кто-либо из ближайших родственников миллиардера, управляет всеми активами Маска. Именно Бёрчелл нанимает «решал», когда тред-юнионы начинают давить на Маска, как в своё время давили на Форда. Bloomberg пишет, что именно Бёрчелл сыграл решающую роль в приобретении Маском «Твиттера». А ещё Бёрчелл отвечает у Маска «за стратегию увольнений» и «утверждение расходов» принадлежащих миллиардеру активов.

До выяснения, «кто главнее», с детьми миллиардера у Бёрчелла дело пока не дошло, зато Бёрчелл жёстко оттёр сблизившегося с Маском в последние годы приятеля, Игоря Курганова, профессионального игрока в покер. Маск намеревался поручить Курганову управление всей своей благотворительностью, но Бёрчелл его убедил, что россиянин якобы находится «под колпаком» у ФБР – «из-за опасений по поводу возможного российского вмешательства», как пишет Wall Street Journal. Так что посыл о мнимых преимуществах «Теслы» перед тем же «Фордом» из-за отсутствия на заводах Маска тред-юнионов может оказаться неверным – проблемы могут создать не профсоюзы, а зарвавшийся фаворит, воспользовавшись неограниченным влиянием.

Тем временем

Автомобильная отрасль США переживает не лучшие времена. По сути, производители так и не смогли преодолеть в полной мере кризис середины 70-х годов, поставивший крест на примате американского автостроения в мире. Тогда из-за резкого удорожания бензина изменилась вся концепция американского автомобилестроения. На смену невероятного вида восьмицилиндровым пятиметровым дредноутам пришли безликие экономичные малолитражки, а Детройт из процветающего промышленного центра превратился в город-призрак. И вот теперь профсоюзы намереваются окончательно добить автомобильную промышленность, требуя повысить зарплаты рабочих на треть.

«В интересах Маска, – комментирует Дудаков публикацию Wall Street Journal, – как можно более долгая и болезненная забастовка. Это ослабит и позиции демократов, которые заводят против него расследования. Кризисом надеется воспользоваться и Трамп, борющийся за голоса рабочих. Он требует немедленно перестать навязывать населению электромобили. Трамп опасается доминирования Китая – ведь Поднебесная уже превратилась в крупнейшего экспортёра автомобилей, обогнав Японию, Германию и Южную Корею. Китай контролирует и львиную долю рынка лития для батарей электромобилей. А с нынешним кризисом и отчаянными попытками либеральных элит навязывать Китаю «зелёную повестку» китайцы вполне могут за десятилетие похоронить многие западные автомобильные бренды».