Найти в Дзене
Женщина в истории

Москва - Дальний Восток: как советские лётчицы установили рекорд

В конце сентября 1938 года экипаж Валентины Гризодубовой совершил беспосадочный полёт Москва - Дальний Восток.

Захватывающая история, достойная лечь в основу Голливудского блокбастера...

Валентина Гризодубова.
Валентина Гризодубова.

Первые среди первых

В октябре 1937 года Валентина установила пять мировых авиационных рекордов для женщин на спортивных легкомоторных самолётах конструктора Яковлева. Вместе с Мариной Расковой они установили рекорд дальности по прямой (Москва - Актюбинск) среди лёгких самолётов 1-й категории.

За спортивные достижения лётчица была удостоена ордена Красной Звезды.

В 1938 году Гризодубова решила побить женский мировой рекорд дальности полёта, составлявший 4 тысячи км и принадлежавший французским лётчицам. Преодолеть большее расстояние можно было только на бомбардировщике, но на военных самолётах советские лётчицы ранее не летали. Валентина уговорила руководство доверить ей выполнение этой задачи, остановив свой выбор на дальнем бомбардировщике АНТ-37 и предложив назвать его «Родина». В свой экипаж Валентина пригласила уже известную в то время лётчицу Полину Осипенко и штурмана Марину Раскову.

24-25 сентября 1938 года женщины совершили беспосадочный перелёт из Москвы на Дальний Восток, установив международный женский рекорд дальности полёта (за 26 часов 29 минут покрыто расстояние в 6450 км).

Потерянные в тайге

После Урала прервалась радиосвязь с землёй, поэтому экипаж пролетел мимо Комсомольска-на-Амуре, где планировалась посадка и торжество. Когда бензина осталось на полчаса, Гризодубова решила садиться в тайге с убранными шасси и приказала Расковой прыгать с парашютом, так как кабина штурмана находилась в носовой части самолёта и при вынужденной посадке возникала угроза для еë жизни. Марина Раскова выпрыгнула с парашютом в тайгу, взяв с собой всего две плитки шоколада. Самолёт приземлился на болота в верховьях таёжной реки Амгуни. Валентина посадила самолёт очень аккуратно – только лопасти винтов немного погнулись от удара о воду. Самолёт после этого перелёта продолжал эксплуатироваться.

Точные координаты приземления "Родины" на земле не знали. Но поиски велись активно, и экипаж всё-таки обнаружили с воздуха. 4 октября 1938 года в ходе операции по спасению лётчиц в воздухе столкнулись самолёты «Douglas DC-3» и ТБ-3, часть экипажей и пассажиров обоих самолётов успела выпрыгнуть на парашютах, но 15 человек погибли.

Из села Керби вышел катер «Дальневосточный», и в верховьях реки Амгуни экипаж нашли. Марина Раскова была найдена на десятый день.

Слева направо: Марина Раскова, Валентина Гризодубова и Полина Осипенко.
Слева направо: Марина Раскова, Валентина Гризодубова и Полина Осипенко.

Героини

За этот перелёт 2 ноября 1938 года каждой участнице экипажа было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина. После учреждения знака особого отличия 4 ноября 1939 года лётчицам были вручены медали «Золотая Звезда». Гризодубовой № 104, Расковой № 106. Медаль №105 предназначалась Осипенко, но не была вручена в связи с гибелью лётчицы (Полина погибла в авиакатастрофе во время учебно-тренировочных сборов).

За перелёт на Дальний Восток женщины получили от руководства страны премии по 25 тысяч рублей каждая.

После гибели Осипенко в 1939 году село Керби, где совершил посадку женский экипаж, было переименовано в Село имени Полины Осипенко.

Первая в мире стюардесса Эллен Чёрч.

Американки в Италии: культовая фотосессия 1951 года.

Императрица Цыси: как наложница управляла государством.