Найти тему
Мусагет о звёздах

Тысяча манекенов и голодовки: как снимали первую экранизацию "Унесенных ветром"

Роман Маргарет Митчелл в 20 веке стал настоящим бестселлером – только в 1936, в год выхода книги, было продано более одного миллиона экземпляра романов. Но фильм 1939 года понравился всем еще больше: 8 «Оскаров» в 1940 и 13 номинаций всего, несколько наград за использование цветной съемки, наконец, сборы в 3,7 миллиарда долларов при бюджете в 4 миллиона! Последнее сделало картину рекордсменом по кассовым сборам в 20 веке; свою роль тут, конечно, сыграл повторный прокат, но количество посмотревших фильм людей все равно удивляет.

И такой успех удивит еще больше, если знать, например, сколько идет картина – 238 минут, или 4 часа – и через какой производственный ад и хаос она прошла, сколько нервов, сил и денег было затрачено на только одни декорации. Уже захотелось услышать историю съемок и немного интересных фактов? Тогда начнем с подбора актеров и изменений сюжета вообще.

Изначально перед режиссером Виктором Флемингом и продюсером Девидом Селзником стояла крайне непростая задача – как сократить сюжет романа так, чтобы из 1216(!) страниц оригинального текста получился сносный сценарий часа на 2-3? А это никак не получалось: сначала предполагаемый хронометраж вышел на 7 часов, потом на 6 с половиной, потом кое-как на 6, но настолько длинную картину вряд ли бы стал кто-то смотреть; мало того, ее бы просто не смогли доснять – ведь съемка планировалась на трехцветную камеру «Триколор», бывшую тогда последнем изобретением науки, но крайне дорогостоящим.

Поэтому Селзник взялся за дело серьезно и… заставил практически полностью отказаться всю команду, работавшую над сюжетом, от еды на неделю (ведь потребление пищи якобы мешает умственному процессу). Режиссеры теряли сознание, мучились от головных болей, а у Флеминга так вообще на шестой день лопнул сосуд в глазу – но сценарий был успешно сокращен до 4 часов.

Думаете, дальше все пошло как по маслу? Не совсем. Актрису на главную роль Скарлетт О’Хары искали долгие 2 года. Да, видимо Флеминг и Селзник абсолютно никуда не торопились и отсмотрели в общей сложности более 1400 претенденток на роль, пока не нашли Вивьен Ли. Правда, и с ней возникли проблемы – не все хотели видеть в роли Скарлетт именно английскую актрису. Ее трижды грозились уволить, но, к счастью, все обошлось, ведь уже после выхода фильма Маргарет Митчелл, которой вообще не очень и нравилась вся идея со съемками фильма, сказала, что Скарлетт у Вивьен получилась идеально.

Чтобы не повторить историю с долгим кастингом для Скарлетт, для роли Ретта Батлера решили вообще не проводить очные пробы – а сделать голосование. Всей стране разрешили выбрать из списка актеров того, кого они считают лучшим на эту роль; и более 80% людей выбрали Кларка Гейбла. С Вивьен они, кстати, не очень-то поладили: актриса считала, что недопустимо так поздно приходить и так рано уходить со съемочной площадки. А когда слухи про это дошли до Гейбла, он в качестве мести перед совместными эпизодами стал есть чеснок. Как отреагировала на это Ли неизвестно, но вряд ли она была очень рада.

Ну и, наконец, как же без проблем с декорациями. На съемки требовались, во-первых, около 2500 человек, которые играли бы раненых солдат после битвы, а, во-вторых – паровоз. В целом, требования не такие уж и большие, но вспомните, что на дворе был 1939 год, а у создателей бюджет всего в 4 миллиона. Нанять такое количество человек было невозможно, и Селзник решил задачу, сделав более 1000 манекенов, имитирующих тела. Если внимательно присмотреться к итоговой версии картины, можно заметить, что некоторые солдаты – ненастоящие, но, надо отдать должное, сделаны они на славу.

С паровозом получилось практически то же самое: денег, чтобы привезти на съемку настоящий не было, даже после многочисленных просьб железнодорожной компании NC&StL Ry. Тогда в мастерской Девида было сделано несколько деревянных макетов, тщательно выкрашенных и выпиленных, которые и появились в кадре.

Но несмотря на все эти неудачи и сложности, фильм получился хорошим и не зря стал культовым, как и не зря внесен в национальный реестр США как один из величайших фильмов в истории кинематографа. Так что, если Вы еще не смотрели его – определенно стоит. Заодно обратите внимание на ненастоящих статистов и на паровоз…