В данной статье речь пойдёт о поиске упоминаемого российской конституцией 1993 года народа в законах и в жизни.
Конституция начинается со спорного «многонационального народа», которому приписали её принятие¹ (преамбула), ношение суверенитета и единственный источник власти (ст.3, ч.1). Для осуществления власти и референдума как высшего непосредственного выражения власти (ст.3, ч.2 и 3) народ заявлен уже не как «многонациональный».
Из поправок-2020 в конституцию (ст.68) выяснилось, что наряду с «многонациональным народом» есть «многонациональный союз равноправных народов Российской Федерации». «Народы» упоминаются в конституции ещё 7 раз (из них один применительно к другим странам), разок упомянут «русский язык как язык государствообразующего народа» (без непосредственно упоминания русского народа), и президент приносит присягу какому-то «народу».
В общем, в конституции с народом по-разному, но всё-таки он там упомянут более десяти раз. Во исполнение конституции народ должен прописываться в многочисленных законах. Но нет: из тысяч ФЗ, принятых после конституции, народ хоть как-то упомянут лишь в следующих:
- ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»: «народовластие» –1 раз. Оказывается, это один из принципов деятельности Правительства. И ведь не заметно…
- ФЗ «О статусе сенатора Российской Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»: «представитель народа» – 1 раз только про депутата, не сенатора. Про гарантии деятельности депутатов и сенаторов – много статей.
- Трудовой кодекс РФ: «День народного единства» – 4 ноября – содержит как праздничный и нерабочий. Есть ли народное единство? Может быть, 4 ноября.
- ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка»: «народные дружины». Там о них очень много. Действительно: народу лучше самому о себе позаботиться.
- ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»: «народная медицина», которая там в ст.50 по-государственному: с представлением, заявлением, разрешением и лишением. Примечателен это ФЗ не столько народной медициной, сколько наличием в нём одного из подменных народу понятий, о чём ниже.
- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»: «форма осуществления народом своей власти» – 1 раз. Градостроительный кодекс РФ в положениях о публичных слушаниях и об общественных обсуждениях обошёлся без «народа».
- ФЗ «О северном завозе»: «товары народного потребления первой необходимости» – 1 раз. Без «народного» в данном случае ничего бы, по сути, не изменилось.
- ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом»: «укрепление сотрудничества между народами» –1 раз. Это, конечно, хорошо, но не совсем про народ внутри РФ.
- Группа ФЗ о культуре, языках народов и коренных малочисленных народах. Среди них выделяется ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»:там вслед за конституцией тоже и «многонациональный народ Российской Федерации», и «народы Российской Федерации».
Это всё, если не считать цитат конституции с упоминаем народа в нескольких других ФЗ. Обошлись без упоминания народа даже в таких ФЗ, как «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» (упомянули уполномоченных по правам коренных малочисленных народов) и «О биологической безопасности в Российской Федерации». Впрочем, и конституция не называет принимающих такие ФЗ депутатов «народными», тем более «депутатами трудящихся», как было в раннем СССР.
Как тут не вспомнить ФКЗ «О референдуме Российской Федерации»? Он вроде бы должен часто о народе, но упомянул его 1 (один) раз – в преамбуле цитатой из «допоправочной» конституции. Основное его содержание – о том, как отказать неупоминаемому более народу в референдуме. Ах, да: там ещё 4 раза о проведении референдума на языках народов РФ, но до этого по инициативе народа вряд ли дойдёт. Во всяком случае, за последние тридцать лет ни одного общероссийского референдума не было, несколько региональных референдумов проводилось не по инициативе народов России.
При забвении народа в ФЗ там утвердились подменяющие его понятия. Чаще других в содержании ФЗ упоминается «население». Есть «население» и в наименованиях ФЗ: «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О радиационной безопасности населения», «О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении Российской Федерации», «О Всероссийской переписи населения». Во всех них вместо «населения» могли написать «народ», но не стали. Слово «русский» в наименованиях ФЗ тоже отсутствует.
Какая разница – народ или население? Ответ на это вопрос должны давать ФЗ, но напрямую не дают.
Наиболее подходящий для определения народа ФЗ «О нематериальном этнокультурном достоянии Российской Федерации» появился только в 2022 году и «народ» не определил, фактически вместо определения народа там в понятийной ст.4 определение «этнической общности Российской Федерации» – «исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающая общей культурой с присущими ей образной и ценностной системами, общностью языка, этническим самосознанием, свободно определяющая свою национальную принадлежность». Другие ФЗ определение народа или этнической общности не содержат.
Наиболее подходящий для определения населения ФЗ «О Всероссийской переписи населения» его не определяет, но из его ст.1 можно догадаться, что население – это «лица, находящиеся на определённую дату на территории Российской Федерации». Т.е. какие-то из разных мест скопившиеся любых национальностей.
Почему писари и приниматели ФЗ, по которым худо-бедно приходится жить, тщательно избегают «народа» и широко используют «население»? Думается, причина в статье 3 конституции: народ, не население – носитель суверенитета и единственный источник власти. Не хотят народу об этом напоминать, а народ не заставляет. Поэтому и множатся ФЗ с населением без народа.
Однако «население» – не самая презрительная в ФЗ подмена «народа» или очень значительной его части. Вот ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»: «профилактика неинфекционных заболеваний осуществляется на популяционном, групповом и индивидуальном уровнях» (ст.30, ч.2). ФЗ «о частичных волнах» объявили народ ресурсом. Отношение к народу как к популяции было в 2020-2021 годах, как к ресурсу – в последние полтора года. Кто считает народ популяцией, будет относиться к нему как к стаду; кто ресурсом – как к расходному материалу. В обоих случаях ценность человеческой жизни и здоровья отсутствует.
Таким образом, судя по законам, народ из носителя суверенитета и единственного источника власти «отрицательно эволюционировал» сначала до населения, потом до популяции и ресурса. Если отсчитывать от конституции 1993 года, то всего за тридцать лет, что для народа очень мало. При соглашательстве самого народа. Сначала деградировала основная масса населения, потом началось вымирание «популяции» и «ресурса». Вымирает в основном русский народ, с замещением представителями других народов – тем самым населением. Официальных и неофициальных подтверждений в жизни – масса.
¹Обстоятельства появления конституции я подробно охарактеризовал в монографии «Конституция и общественная практика» // Москва, «Частное право», 2004.
©️Алексей Мазуров/27.09.2023