После того, как 21 сентября правительство РФ ввело временный запрет на экспорт автомобильного бензина и дизельного топлива во все страны, за исключением поставок в рамках ЕАЭС, а также в Абхазию и Южную Осетию, прошла почти неделя: время оценить, к чему привело такое решение. В опте цены снизились в среднем на 20%, однако на розничной цене такое решение может сказаться нескоро, а лишь к началу ноября: таковы особенности логистики нефтепродуктов.
В целом, сейчас в стране возник топливный «навес» из 2,5 млн тонн. Переизбыток грозит потерей рентабельности ряда НПЗ с риском их закрытия, что в итоге приведёт к падению предложения и вновь к взлёту цен.
С другой стороны, возникает вопрос, что произойдёт, когда будет снято временное эмбарго? Ведь может опять повториться ситуация, когда топливо будет «улетать» за границу, а внутри страны его будет физически не хватать. Дело в том, что из-за дефицита бюджета в правительстве РФ решили сэкономить на демпфере, то есть на компенсации нефтяникам разницы между мировой и внутренней ценой, но в итоге у отрасли снизился стимул поставлять большие объемы топлива на внутренний рынок.
Что же со всем этим делать? Если работать только по рыночным механизмам, то значит, что нет демпферных платежей и нет ограничений на экспорт. Тогда внутри России цены начинают подстраиваться под мировой уровень, а это не сразу, но в долгосрочной перспективе стимулирует развитие электротранспорта, гибридов, двигателей на газу, а также развитие водородной энергетики.
Если эту сферу регулировать, то возникает вопрос: как и с какими целями. Очевидно, что у государства есть все рычаги, чтобы, составив межотраслевой баланс, добиться поставок на внутренний рынок такого количества топлива и по той цене, которая будет считаться для всех сторон приемлемой: и для потребителей, и для НПЗ.
Вполне возможно, что мы будем иметь дело с множественностью цен на нефтепродукты. Размер компенсации (демпфера) нефтяникам тогда должен обсуждаться до того, как возникает ситуация с топливным дефицитом внутри страны.
Понятно, что идеального решения нет: потребителям будет казаться, что цены всё равно высокие, а нефтяникам будет представляться, что демпфер слишком маленький. Однако на то и регулирование, и договоренности, которые нужно будет соблюдать.