Предыдущая часть
Т-80 создавался для Третьей Мировой, и вряд ли его создатели подозревали, что его звездный час наступит почти через 50 лет после принятия на вооружение. Но сейчас, в 2023-м, Т-80 снова нужен стране, и нужен гораздо больше, чем в 1970-е.
Очевидно, что количество техники на хранении конечно, а также постоянно уменьшается. Машины извлекаются на модернизацию или на приведение в боеготовое состояние, часть из них уже непригодна ни для того, ни для другого, еще какая-то часть неизбежно умирает от неправильной эксплуатации или от воздействия противника уже в войсках. Задача промышленности - восполнить убыль, а, в идеале, сначала обеспечить перевооружение строевых частей. Может ли она это сделать? Ответ - нет.
При всех своих уникальных возможностях отечественное танкостроение на данный момент способно выпускать несколько сотен новых Т-90М в год. Сколько конкретно? Вряд ли эта цифра ниже 500 и выше 1000 машин, и, скорее всего, УВЗ уже вышел на свой предел. На 24.02.2022 ВС РФ по штату нуждались в порядка 1500 танков, но с того момента Сухопутные войска солидно подросли в численности. С учетом постоянного конвейера прибытия и убыли техники потребность в обновлении парка постоянна. Единственный выход - расширять производство, задействовать другие предприятия. Благо, они у нас есть, но, как говорится, есть нюанс.
Омсктрансмаш - единственный после УВЗ завод, способный выпускать танки по полному циклу. Но мало мочь их выпускать, нужно, чтобы эти танки были обеспечены всеми необходимыми комплектующими. И вот тут мы вспоминаем про наше двигателестроение, которое еще в СССР звезд с неба не хватало. Челябинск загружен выпуском V-образных дизелей под завязку, причем не только и не столько для танков - на них катается чуть ли не вся инженерная техника, техника ПВО, а также масса других жизненно важных образцов. Очевидно, что обеспечить еще один завод дизелями Челябинск не сможет, а создать новый двигателестроительный завод - десятки лет работы в мирное время. Получается, что сварить бронекоробку (условно) для Т-90М в Омске не самая сложная проблема, но ездить ей не на чем.
Отсутствие двигателей - пол беды, потому что в Омске Т-72 и производные никогда не делали с нуля. Следовательно, придется командировать дефицитных специалистов, заново создавать всю оснастку, выстраивать техпроцессы. Это сложно, дорого, и, главное, долго. Россия явно начинает исчерпывать свою фору по времени, и надо успеть использовать ее до конца, увеличивая производство вооружений, в том числе и техники. В то же время Омск уже 6 лет выпускает Т-80БВМ, переделывая старые БВшки. По сути, делает все, кроме варки корпусов и башен. А Т-80 не нуждается в дизелях из Челябинска, потому что у него совсем другая силовая установка - ГТД-1250 из Калуги.
Чем мы должны пожертвовать в этой ситуации? Унификацией, упрощением армейской логистики, потратив неизвестное количество времени на полное перепрофилирование нескольких предприятий (включая перевод Калуги на дизели), утрату ценных компетенций, переобучение специалистов? Или плюнуть на унификацию, использовать по максимуму сложившиеся цепочки смежников и в кратчайшие сроки воссоздать в Омске производство Т-80?
Мне думается, что российское руководство давно просчитало все варианты и приняло единственно верное в нынешних условиях решение. Т-80 снова будет выпускаться с нуля. Да, в силу производственных причин это будет какой-то новый танк, даже не Т-80БВМ. Но самое сложное, что придется освоить заново - это штамповку бортовых листов корпуса специфической геометрии и варку башен (сильно сомневаюсь, что возродят их литье). В случае перехода Омсктрансмаша на Т-90М малой кровью уже не отделаться.
Т-80 продолжает жить и продолжает служить стране. Даже не как боевая машина, а как объект промышленного производства. Он дает работу тысячам и десяткам тысяч людей, для него оживают предприятия, создаются технологии, расширяются производственные площади. И он воюет, делая то, для чего создавался - защищает нас от самого темного зла. И, даст Бог, его будущее будет украшено новыми достижениями, блистательными победами и неувядающей славой. "Восьмидесятка", живи!
Поговорим о "восьмидесятке". Часть пятая: Звездный час
27 сентября 202327 сен 2023
17,4 тыс
3 мин
95