Отдел основного книгохранения ЧОУНБ продолжает Год педагога и наставника книжной выставкой, посвященной различным наукам. В этой экспозиции вы найдете интересные материалы по педагогике.
Слово «педагогика» происходит от греческого παιδαγωγική, что означает буквально «детоведение, детовождение». В Древней Греции педагогом называли раба, который в буквальном смысле слова брал за руку ребенка своего господина и сопровождал в школу. Постепенно слово «педагогика» стало употребляться в более общем смысле, то есть как способность «вести ребенка по жизни» – воспитывать, развивать и обучать. А по мере накопления знаний возникла и особая наука о воспитании детей. Больше информации о возникновении педагогической науки, вы найдете в книге А. Н. Джуринского «История педагогики и образования» (Москва, 2014).
Педагогика – наука о воспитании и обучении детей. Такое определение сохранялось примерно до середины XX века. И только в последние десятилетия возникло понимание того, что в квалифицированном педагогическом руководстве нуждаются не только дети, но и взрослые. Самое краткое, общее и вместе с тем относительно точное определение современной педагогики таково: «Педагогика – это наука о воспитании человека». Понятие «воспитание» здесь употребляется в самом широком смысле, включая образование, обучение и развитие.
Предмет педагогики – процесс направленного развития и формирования личности в условиях ее обучения, образования, воспитания.
Модель педагогического воздействия очень хорошо прослеживается в сказке про Буратино. Стоит сказать, что главный герой, как и дети дошкольного возраста, имел родителя (папа Карло), пошел в школу. У него была его первая книжка – «Азбука», друзья и наставники. Было развито воображение, у него были свои мечты и фантазии. Буратино не хороший или плохой, но он должен учиться, расти, чтобы достичь мудрости и, как следствие, идти по правильному пути. Буратино прошел все этапы педагогического процесса, в соответствии с категориями:
- развитие – это процесс становления личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов;
- воспитание в широком смысле представляет собой целенаправленный процесс формирования интеллекта, физических и духовных сил личности, подготовки ее к жизни, активному участию в трудовой деятельности. Воспитание в узком смысле слова – систематическое и целенаправленное воздействие воспитателя на воспитуемых с целью формирования у них желаемого отношения к людям и явлениям окружающего мира;
- образование – процесс и результат усвоения определенной системы знаний и обеспечение на этой основе соответствующего уровня развития личности. Образование получают в основном в процессе обучения и воспитания в учебных заведениях под руководством педагогов. Однако всевозрастающую роль играет и самообразование, то есть приобретение системы знаний самостоятельно;
- обучение – целенаправленный процесс двусторонней деятельности педагога и учащихся по передаче и усвоению знаний.
Подробнее о ступенях педагогического процесса в книге А. Фабер и Э. Мазлиш «Как говорить с детьми, чтобы они учились» (Москва, 2020).
Вот несколько интересных фактов о педагогике и педагогах:
— Большинство учителей в мире – женщины. Они составляют 70 % от всего педагогического сообщества. В России доля женщин среди учителей достигает почти 80 %, хотя большая часть директоров школ (55 %) – это мужчины. Для сравнения, в Японии коэффициенты совершенно другие: мужчины составляют значительное большинство учителей (68 %). На нашей выставке представлена книга Л. Сурудо «Воспитывая счастливых людей…» (Москва, 2021). Это удивительно трогательное и теплое издание о материнстве, воспитании, стереотипах общества.
— Основной формой занятости российских учителей является должность «учитель-предметник». В то время как в Чехии учитель должен вести сразу несколько, несовместимых на первый взгляд, предметов. Например, один учитель может вести литературу, биологию и физическую культуру.
На выставке представлена книга великого чешского педагога Я. Корчака «Несерьезная педагогика» (Москва, 2016). Под одной обложкой собраны три работы выдающегося польского гуманиста. Цикл радиобесед, которые он вел в 1935–1936 гг. под псевдонимом Старый Доктор. «Правила жизни» (1930) – эссе, которые автор называет «научной книгой». Здесь он приводит различные ситуации, связанные с поведением детей и взрослых, и показывает детям, как работают закономерности жизни, как лучше себя вести, чтоб жить радостно и сохранять человеческое достоинство. «Воспитательные моменты» (1919) – живые наблюдения из собственного богатого опыта общения с детьми.
— Чаще всего учителя подвержены болезням органов дыхания (26,1 %), кровообращения (17,9 %), пищеварения (15,3 %), нервной системы и органов чувств (12,1 %), а также инфекционным и паразитарным заболеваниям (11,9 %). Основная причина большинства недугов – это иммунодефицит.
Благодаря книге И. П. Подласого «Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов» (Москва, 2001), студенты педагогических специальностей смогут успешно подготовиться к экзамену и получить за него наиболее высокий балл.
— Средний возраст учителя в России – 45–47 лет. Возрастной максимум для учителей отмечается в Италии – 49 лет. А минимум – в Сингапуре, в котором средний возраст учителей составляет 36 лет.
Полезные материалы для повышения квалификации педагоги найдут в следующих изданиях, представленных на выставке: А. Ф. Матушак, З. Р. Матушак «Прогнозирование и методы прогнозирования в учебном процессе» (Челябинск, 2011), В. Д. Шадриков «Качество педагогического образования» (Москва, 2012), Н. А. Глузман «Профессионализм педагога» (Москва, 2019), О. С. Задорина «Индивидуальность педагога» (Москва, 2017), А. М. Руденко «Методика воспитательной работы» (Ростов-на-Дону, 2015).
— В Бангладеш учителя работают в плавающих классах. И это вовсе не роскошь, а необходимость. В Бангладеш наводнения – частое явление, ученики в это время не могут добраться до места учебы. Чтобы решить эту проблему, компании-спонсоры придумали «плавучее обучение». Педагоги на лодках забирают учеников из домов, там же и проходит обучение. После занятий детей развозят обратно по домам.
— Самая высокая зарплата учителя в мире – в Люксембурге. Учителя в герцогстве получают в среднем 80 тыс. долларов при средней нагрузке (16 часов в неделю). Однако и требования к учителям невероятно высоки. Для работы учителем требуется идеальное знание трех языков – французского, немецкого и люксембургского, а также получение лицензии на преподавание, что требует сдачи сложных экзаменов. Еще больше фактов – в книге «Образование в России и мире: исторический опыт и перспективы развития» (Москва, 2019).
— Любимчики учителей – не отличники или подхалимы. На самом деле у учителей вообще редко появляются любимчики. Есть дети, с которыми просто интересно общаться: они хорошие собеседники, имеют чувство юмора, не нарушают личных границ, они честные и справедливые, могут прийти на помощь и обратиться за ней. В принципе, все зависит от личности школьника, его воспитанности.
Познакомиться с общими принципами педагогики поможет книга С. Соловейчика «Педагогика для всех» (Москва, 1989).
— В некоторых странах до сих пор на законодательном уровне разрешены телесные наказания детей со стороны учителя. Так, в Кении учителям позволено бить детей плетью, а в Мьянме – тростью. В некоторых штатах Америки разрешено бить учащихся указкой и ремнем. В Сингапуре и Малайзии разрешается применять телесные наказания по отношению к ученикам-мальчикам. Интересный опыт физических методов воспитания существует и в Китае. Об этом можно узнать в книге Н. Е. Боревской «Государство и школа. Опыт Китая на пороге III тысячелетия» (Москва, 2003).
— Педагогам из Франции и Бразилии разрешено самим создавать свой рабочий стиль. Никаких ограничений при этом не выдвигается.
— Учителя на удивление широко (по сравнению с оплатой их труда) представлены на денежных банкнотах самых разных стран. В Греции выпускалась банкнота номиналом 10 тыс. драхм с портретом воспитателя Александра Македонского – Аристотеля. Основателя знаменитой Академии Платона почтила Италия (100 лир). В Армении на банкноте в 1 тыс. драм изображен основатель армянской педагогики Месроп Маштоц. На чешской банкноте номиналом 200 крон есть портрет выдающегося педагога Яна Амоса Коменского. Швейцарцы почтили память своего соотечественника Иоганна Песталоцци, поместив его портрет на 20-франковую купюру. Создательница системы педагогики своего имени Мария Монтессори украшает итальянскую купюру достоинством в 1 тыс. лир.
— В разных странах используется собственная система, по которой оценивают успешность учеников. Так, в Чехии высшим балом считается – 1, а низшим – 2. В Америке учеников оценивают, используя буквы (A, B, C, D), а во Франции актуальна 20-уровневая система. В Америке детей учат по-другому, чем в России, и только в этой стране соблюдается тайна отметок. Учителя просто подзывают к себе учеников по отдельности и показывают им оценку, а родители могут узнать об успехах своего ребенка только раз в полгода при получении табеля.
Какими бы ни были особенности, профессия учителя была и остается важной и востребованной в любой стране.
Великие педагоги и наставники
Научить человека быть счастливым – нельзя,
но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно.
(«Лекции о воспитании детей» А. С. Макаренко)
В 1997 г. издательство ЮНЕСКО выпустило в четырех томах статьи о 100 выдающихся педагогах мира, которые оставили свой след в образовательной мысли. Из русских мыслителей там названы Константин Ушинский, Лев Толстой, Лев Выготский, Павел Блонский – и, конечно же, феноменальный Антон Макаренко, новатор и экспериментатор воспитания.
При жизни теоретики и чиновники педагогики много его критиковали. После смерти в начале 1940-х он был фактически «канонизирован» как классик советской педагогики. А в нашу эпоху о системе воспитания Макаренко снова спорят. Но главное – его опыт и наследие до сих пор изучают в разных странах мира.
Антон Семенович Макаренко (1888–1939) родился в Харьковской губернии Российской империи в простой семье. Его отец был маляром, но из рядового рабочего вырос до начальника в большой мастерской по ремонту железнодорожных вагонов Южных дорог.
Железное ведомство содержало довольно неплохие по тем временам школы для детей своих рабочих и служащих – именно в такой Антон и его брат получили начальное образование. Потом Антон окончил четырехклассное городское училище (то есть среднюю школу), а после него – одногодичные педагогические курсы, и пошел преподавать в железнодорожную школу.
В год начала Первой мировой войны Макаренко поступил в Полтавский учительский институт. В послереволюционные годы стал заведующим начальной школой в Полтаве.
Следствием Первой мировой войны, революции и Гражданской войны стало множество беспризорных детей и подростков. Они объединялись в настоящие банды и превратились в серьезную угрозу. В 1920 г. власти приняли решение собирать беспризорников с улиц и определять в специальные воспитательные колонии под обидным названием «для морально дефективных детей» («Нет дефективных детей, есть дефективное отношение к ним», – сформулирует потом Макаренко). Причем ресурсов – ни материальных, ни человеческих – на надлежащее укомплектование этих заведений, конечно, не хватало, так что предложение возглавить подобную колонию вряд ли можно было воспринять с восторгом как блестящую карьерную удачу.
Именно такое предложение получил 32-летний Антон Макаренко – и принял его. Новоиспеченный начальник колонии по своей инициативе назвал ее именем любимого писателя – Максима Горького – и создал буквально с нуля, пытаясь и быт обустроить, и найти контакт не просто с трудными, а с откровенно опасными подростками. И не только найти контакт, но и подготовить их к жизни в нормальном обществе.
Идеи Макаренко о трудовой школе возникли, конечно, не на пустом месте. Будучи профессиональным педагогом, он не мог не знать о взглядах Песталоцци, Дьюи, Кершенштейнера, которые тоже немало внимания уделяли труду. Но все же у Антона Макаренко была своя система.
Он понимал, что никакой готовой педагогической теории для его задач нет, а значит, ее придется «извлечь из всей суммы реальных явлений, происходящих на глазах». И ему это удалось. Его воспитанники, ребята с уличным и криминальным прошлым, пережившие большие жизненные испытания в лихолетье, социализировались и адаптировались к нормальной жизни – шли работать, а самые способные даже поступали учиться на рабфаки. Словом, не возвращались к криминальному прошлому.
Очевидные успехи Макаренко вызывали не только восхищение, но и раздражение. Во‑первых, ему пеняли на то, что в колонии мало уделяется внимания воспитанию классового самосознания. Сам он презрительно называл такое воспитание, которое от него требовали, «трепанием языком по тексту учебника политграмотности» и считал гораздо более важным то, что у него запущенный парень с улицы «превращается в человека». Во-вторых, методы его неодобрительно называли «макаренковщиной» и считали слишком жесткими.
Дело в том, что Макаренко фундаментально разошелся во взглядах с Надеждой Крупской по поводу принуждения и наказаний: он считал их необходимыми методами воспитания, а она настаивала на идее полного отказа от них, потому что страх наказания воспитывает в ребенке раба. Выступая в 1928 г. на VIII съезде ВЛКСМ, Крупская хлестко назвала колонию имени Горького «рабской и крепостнической школой». В результате вместо получения заслуженных наград Антону Семеновичу в 1928 г. пришлось переводиться в другое место – тоже в качестве начальника трудовой коммуны, но подчиненной уже не Народному комиссариату просвещения, а Государственному политическому управлению при НКВД (ГПУ). Это была детская трудовая коммуна имени Дзержинского при Харьковском электромеханическом заводе. Воспитанники коммуны работали на этом заводе – выпускали фотоаппараты.
Антон Макаренко стал автором метода производственного и коллективного воспитания. Причем, согласно его идее, это не самостоятельные два элемента, а неразрывно связанные друг с другом. Коллективное воспитание, по Макаренко, на труде как раз и базируется, то есть созидательный труд – и есть главная сцепка для коллектива. А весь воспитательный процесс, все самоуправление строились вокруг хозяйственных целей. Кстати, как писал Макаренко в «Педагогической поэме», попадавшие в колонию дети происходили в основном не из семей рабочих и крестьян, то есть к труду они были изначально не приучены. Но при этом зацикленности на одном только труде не было. Макаренко считал очень важным для воспитания единство учебной, трудовой, социальной, спортивной и даже эстетической деятельности.
В 1935 г. Антон Макаренко стал начальником подразделения в отделе трудовых колоний и трудовых коммун НКВД УССР, который контролировал все подобные учреждения Украины. Но через год он подал рапорт об увольнении, объяснив это желанием сосредоточиться на литературной работе. За «Педагогическую поэму» его приняли в Союз писателей, и он переехал в Москву. Критика его подходов все это время не прекращалась, однако роковой 1937-й он благополучно пережил. Но в 1939-м, в 51 год, внезапно скончался.
1 апреля 1939 г. Антон Макаренко скоропостижно скончался, по официальной версии, от сердечного приступа, случившегося в 10:30 по дороге в Дом творчества в вагоне пригородного поезда № 134 на станции Голицыно. В 10:43 прибывшая врач констатировала смерть.
Макаренко похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. Авторы надгробного памятника – скульптор Владимир Цигаль и архитектор Виктор Калинин.
При жизни Антон Макаренко прославился, прежде всего, как писатель, автор «Педагогической поэмы» и других художественных произведений. Только после смерти о нем заговорили как о великом, а потом и величайшем советском педагоге, стали всерьез изучать его опыт, появилось понятие «макаренковедения». После Великой Отечественной войны его концепцией коллективного воспитания заинтересовались в странах социалистического мира, а лет десять спустя – и в капиталистических тоже.
В новую эпоху прославление снова сменилось критикой: методы Макаренко стали называть авторитарными и жестокими. Но всегда стоит делать скидку на контекст времени и обстоятельств, в которых работал педагог.
P.S. Автор «Книги для родителей» всерьез верил, что в будущем детские дома заменят семейное воспитание, потому что они могут дать ребенку «несравненно больше того, что способна дать самая лучшая семья». «Именно детскому дому принадлежит советское педагогическое будущее», – утверждал Макаренко. Ведь в детских домах – профессиональные педагоги и общественное воспитание, соответствующее духу советского устройства, а дома – всего лишь «неквалифицированные» в педагогическом плане родители.
Подробнее об изданиях экспозиции можно узнать на портале ЧОУНБ.
Книжная выставка «Научный вернисаж: педагогика» продлится до конца сентября.
Для написания статьи была использована информация из открытых интернет-источников.