За время, посвященное тому, чтобы подробно и обстоятельно рассказать о красотах и тайнах Большой Никитской улицы, я несколько раз упоминал величественный ампирный храм Вознесения Господня у Никитских ворот. Храм, более известный как «Большое Вознесение» и знаменитый тем, что без малого двести лет назад в нем венчались Александр Пушкин и Наталья Гончарова. Писал я о нем, правда гораздо более кратко, чем он того заслуживает, в одной из своих старых заметок, когда рассказывал о Пушкинских местах Арбата и Тверского бульвара.
Построенный в нынешнем виде за довольно длительный период с 1798 по 1848 годы, он был назван «Большим Вознесением»…
…В противоположность более древнему, о котором расскажу сегодня
Необычайно удивляюсь самому себе, что, уже полтора года ведя страницу на Дзене, до сих пор ни словом о нем не обмолвился.
Чтобы его увидеть, нам нужно из Земляного города по все той же Большой Никитской улице переместиться ближе к центру, в Москву Белокаменную, что много веков назад была окружена высокой стеной, на месте которой сегодня шумит моторами и шуршит колесами по асфальту Бульварное кольцо.
В Москве существует несколько церквей, названных в честь праздника Вознесения Господня. Все знают шатровый готический храм в Коломенском, постройку которого связывают с рождением Ивана Грозного. Еще об одном, стоящем на Гороховом Поле, я когда-то рассказывал.
Эти же два Вознесенских храма, Большой и Малый, для меня всегда идут рука об руку. Они незримо связаны, хотя и не слишком похожи один на другой. Они словно рассказывают одну и ту же историю, но разными словами, как два из четырех евангелистов.
«Наконец, явился самим одиннадцати, возлежавшим на вечери, и упрекал их за неверие и жестокосердие, что видевшим Его воскресшего не поверили. И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет. Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы. И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога. А они пошли и проповедывали везде, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями. Аминь»
(Евангелие от Марка 16:14-20)
«И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима. Вы же свидетели сему. И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше. И вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью. И пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога. Аминь»
(Евангелие от Луки 24:46-53)
Современный храм «Малое Вознесение» построили на месте древней деревянной церкви, впервые упоминавшейся в летописных сводах Ивана Грозного еще в середине шестнадцатого столетия. Как раз тогда здесь пролегала дорога в Великий Новгород через Волоколамск, и считается, что храм тот возник как духовное сердце Новгородской и Устюжской купеческой слободы.
И снова здесь, уже традиционное для нас, разночтение. Одна часть источников говорит, что деревянная церковь сгорела в 1629 году, и каменный храм был воздвигнут на ее месте в 1634-м. Другие же утверждают, что каменное строительство на этом месте, принадлежавшем в ту пору боярам Романовым, началось еще в 1584 году…
…При Федоре Иоанновиче, последнем из Рюриковичей
И было это устроено в память о его короновании, которое как раз и пришлось на праздник Вознесения (10 фото).
Вероятно, тот первоначальный храм вскоре пострадал от огненной стихии, и его обновили позднее, так как в архивах действительно хранится Благословенная грамота на каменное строительство, выданная 10 июня 1634 года.
Около 1680 года к нему добавили южный придел двух Устюжских чудотворцев, Прокопия и Иоанна. Причем этот придел – единственный во всей Москве, имеющий посвящение в честь Христа ради юродивого Прокопия.
По-видимому, он и был устроен теми самыми новгородцами и устюжанами, что обитали в этих краях (9 фото).
7А несколькими годами позднее появился второй, северный придел. В семнадцатом веке он был известен как Никольский, но позднее его переосвятили в честь Усекновения главы Иоанна Крестителя ( фото).
Первоначально храм имел завершение из двух шатров, но в 1764 году тогдашний его настоятель, Василий Иванов, просил разрешения заменить тяжелые и грозящие обрушением шатры на восьмерик с традиционной главкой:
«Святейшего правительствующего Синода члену, Преосвященнейшему Тимофею Митрополиту Московскому и Севскому. Всепокорнейшее прошение Никитского сорока Церкви Вознесения Господня, что на Никитской улице священника Василия Иванова с приходскими людьми о нижеследующем.
На показанной Вознесенской церкви, которая построена издавных лет, имеются две главы каменные от которых той церкви имеется немалая тягость. Оные главы дозволите разобрать и сделать осьмерик и одну главу. Да в пределе Николая Чудотворца во святом олтаре на святом престоле срачица и верви и одежда находится в ветхости, чего ради желаем мы вышеописанное возобновлять точию без благословления вашего Преосвященства оного собою учинить не смеем. А показанное строение и ветхость возобновить желает прихожанка капитанша Стефанида Ивановна Тараканова ...»
Разрешение было получено, и это было последнее серьезное изменение в облике храма (9 фото).
А еще случилось так, что храм этот…
…Стал свидетелем и памятником смены царственных династий
Земли окрест издавна принадлежали боярам Романовым, откуда происходила и первая жена Ивана Грозного, Анастасия Романовна Захарьина-Юрьева.
Ее родной брат, Никита Романович, жил неподалеку отсюда и выстроил в честь своего небесного покровителя тот самый Никитский монастырь, о котором я рассказывал сравнительно недавно.
А сын Никиты Романовича – Федор Никитич Романов, он же патриарх Филарет, вернувшись из польского плена, выстроил поблизости храм Воскресения Словущего.
Вознесенский храм сделался тогда его домовой церковью. Кстати, возможно, именно тогда на храме появился великолепный золоченый крест с короной, что чудом уцелел в годы лихолетья и был возвращен на законное место в 1992 году (5 фото).
И он же, Федор Никитич, стал отцом первого русского царя из рода Романовых – Михаила Федоровича.
В середине восемнадцатого столетия напротив храма на Большой Никитской открылась Московская консерватория. И большинство ее сотрудников, преподавателей и учащихся сделались его прихожанами. Есть здесь даже отдельная подборка икон, посвященных святым – покровителям музыкантов, поэтов, певцов и живописцев (6 фото).
«Малое Вознесение» и сейчас активно пользуется вниманием многих музыкантов и других людей искусства (4 старых фото, сделанных на смартфон два или три года назад. Как я шучу, фото эпохи Позднего Хуавея).
Пережила Маловознесенская церковь…
…И тяжелые времена
Неизвестно, насколько сильно храм пострадал в огнях 1812 года. В любом случае, из городской казны денег на его восстановление не поступало. Если повреждения и были, то исправляли их за счет пожертвований самих прихожан.
После революции церковь несколько лет проходила положенную в то время регистрацию, чтобы получить разрешение на продолжение богослужений. При этом были описаны ценности, что в ней хранились, и изъяты из кассы все наличные деньги – 1429 рублей 91 копейка. А на тот момент у храма имелась задолженность перед Свечным заводом, который уже являлся «достоянием государства», на сумму больше двух тысяч рублей. Настоятель просил Юридический отдел Совета народных депутатов перевести конфискованные деньги в счет погашения долга, но не был услышан.
Однако между приходом и Московским Совдепом было заключено соглашение, что верующие могут еще проводить здесь службы. И так вышло, что многие священники окрестных храмов, которым повезло меньше, нашли здесь приют и возможность участвовать в богослужении.
Но затем пришел 1937 год, и «Малое Вознесение» все-таки закрыли. Здание внутри варварски перестроили, а все убранство уничтожили.
Сначала в нем устроили общежитие, на место которого затем пришли различные конторы.
Храм вернули верующим в 1992 году. Предстояла колоссальная работа по его восстановлению. Многое пришлось перестроить и исправить, чтобы вернуть прежний, истинный облик (18 фото).
А работы по восстановлению настенных росписей была поручена сыну Ильи Глазунова, Ивану Ильичу (12 фото).
К слову сказать, те многочисленные барельефы, что украшают белокаменные столбы церковной ограды – современные. Их, а также поклонный крест возле входа, создал московский скульптор, академик Российской Академии художеств Анатолий Федорович Комелин (15 фото).
Даже если присмотреться к фотографии из Найденовских альбомов, то видно, что в конце девятнадцатого века столбы были гладкими.
А во дворе храма разбит маленький, но удивительно красивый цветник. Я всегда говорю: если вы хотите красивые фото красивых цветов, идите на монастырский или храмовый двор (9 фото).
А еще про этот храм рассказывают, что в девятнадцатом веке хитрые молодые люди пользовались им для того, чтобы найти себе невесту. Здесь можно было присмотреться друг к другу, обменяться парой фраз… и, если повезет, получить приглашение в дом. Познакомиться в родителями и попытаться заговорить о сватовстве и свадьбе.
* * *
Мои дорогие подписчики и случайные гости «Тайного фотографа», большая и искренняя благодарность каждому из вас, кто дочитал рассказ до конца.
У меня к вам большая просьба: подумайте, кому из ваших друзей была бы интересна моя страничка, кому вы могли бы ее порекомендовать? Давайте вместе увеличим число друзей, кто любит гулять по Москве, изучать историю ее улиц и обсуждать эти истории друг с другом!
И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!