Найти тему

Франсуа де Ларошфуко – создатель жанра афоризма в современной европейской словесности

15 сентября исполнилось 410 лет со дня рождения французского писателя и философа Франсуа де Ларошфуко (Francois VI, duc de La Rochefoucauld) (1613–1680).

Семья принадлежала к древнему аристократическому роду. Франсуа был старшим из 12 детей. До смерти отца в 1650 году носил титул принц де Марсийак. Детство и отрочество прошло в родовом замке Вертей. Получил традиционное для дворянских семей образование. Позднее успешно занимался самообразованием, в результате стал одним из самых учёных мужей Франции своего времени.

Первое литературное произведение Франсуа де Ларошфуко – его Автопортрет (Portrait de La Rochefoucauld fait par lui-même), который был опубликован в сборнике литературного салона мадемуазель де Монпансье в 1659 году.

Написал «Мемуары» (Mémoires sur la régence d’Anne d’Autriche), впервые их издали в Париже в 1662 году, считается, что без ведома автора. «Мемуары» являются ценнейшим свидетельством о Франции времён Фронды. Именно в «Мемуарах» Ларошфуко пересказал историю об алмазных подвесках королевы Анны Австрийской, которая затем стала сюжетной основой романа «Три мушкетера».

Затем появились «Максимы и моральные размышления» (Réflexions ou sentences et maximes morales, 1665), которые со временем принесли своему автору подлинную славу.

Высоко оценил «Максимы» Ларошфуко Л.Н. Толстой. Он писал, что «собрание мыслей Ларошфуко была одна из тех книг, которые более всего содействовали образованию вкуса во французском народе и развитию в нем ясности ума и точности его выражений. Хотя во всей этой книге и есть только одна истина, – та, что самолюбие есть главный двигатель человеческих поступков, мысль эта представляется со столь разных сторон, что она всегда нова и поразительна. Книга эта была прочитана с жадностью. Она приучила людей не только думать, но и заключать свои мысли в живые, точные, сжатые и утонченные обороты. Со времени Возрождения никто, кроме Ларошфуко, не сделал этого». Продолжение