Многие века православные христиане отдавали своим храмам все самое лучшее. Архитекторы, художники, музыканты, резчики по камню и дереву, ремесленники почитали за честь внести лепту в строительство и украшение храма. Соборам и церквям отдавали самые лучшие места в городах и станицах. Страшная участь постигла многие храмы в годы советской власти. Не минула эта судьба и храмы города Майкопа.
В 1872г в Майкопе было завершено строительство первой городской Александро-Невской церкви. Как и ее предшественница, церковь святого Николая – полковой храм 76 пехотного кубанского полка, в котором состоялось сначала освящение укрепление, а позднее божественная литургия по случаю открытия города, она была деревянной. После освящения новой церкви старая была разобрана. Алтарь, иконы и другие атрибуты храмового богослужения были вывезены в Ставрополь.
Город рос и в одной церкви горожанам становилось тесно. С образованием думы было получено разрешение и собраны средства на строительство второй Покровской церкви, место для которой было выделено в восточных кварталах нового Майкопа на пресечении Советской и Тульской улиц.
Дальнейшее развитие уездного города Майкопа, ставшего центром трех ярмарок-мартовской, майской и сентябрьской привело православных верующих к мысли о необходимости украсить центр города к 900-летию принятия христианства на Руси большим каменным собором. Место для возведения храма определили рядом с новой базарной площадью, в одном из кварталов, примыкавших к ней с востока, на перекрестке Соборной (ныне Первомайской) и Командирской (ныне ул. Гоголя).
В начале марта 1882 г состоялся осмотр и освящение места под строительство Свято-Успенского собора, после этого городской архитектор Иван Хлебников сделал разбивку на местности. В сентябре был заложен фундамент, в августе 1883г были возведены стены. Строили из красного кирпича облицовывали естественным камнем. Финансирование строительства осуществлялось за счет меценатства. К концу лета 1884г был выстроен свод. К августу 1887г в соборе стали совершать отдельные богослужения. А 30 апреля 1891г благочинный отец Евгений сообщил, что сооружение и роспись нового собора завершены и просил разрешение на освящение храма. Собор стал главным храмом города Майкопа и находился на улице Соборная, сейчас Первомайская там, где сейчас находится главный корпус АГУ. А в марте 1920 г в Майкоп пришла новая власть вместе с первой конной армией, Семеном Буденым и Климом Ворошиловым, и в 1930-х годах собор был разрушен.
В девяностых годах возникла идея возрождения Свято-Успенского собора. Городские власти отвели место под строительство. Посетивший Майкоп в 1996г патриарх Московский и всея Руси Алексий IIосвятил закладной камень. Сегодня Свято-Успенский собор располагается на улице Пионерской.
В 1888г на перекрестке улиц Свободы (бывшая Троицкая) и МОПРа (бывшая Церковная) была построена Свято-Троицкая церковь. Она представляет собой памятник архитектуры и градостроительства XIX века. Солдатка Лежанинова под строительство Свято-Троицкой церкви предложила свой участок, который они с мужем приобрели в собственность для устройства двора. Источником финансирования строительства Троицкой церкви были кружечные сборы, пожертвования купцов, ассигнования думы из городских доходов.
В 1903г на перекрестке улиц Тульской и Провиантской (ныне Короткой) была построена Николаевская православная церковь. В 1904 г по решению Святейшего Ставропольского Синода этот приход получил священник Александр Петрович Зеленский. В выданной ему памятке было указано: «…учить православной вере, грамоте, читати, писати и пети…». В 2005 г в средней школе №3 встретились выпускники 1955года. В музее один из них-Владимир Папанов на фотографии узнал своего дедушку Павла Пичугина. Подтвердил, что он действительно учил детей грамоте в церковноприходской школе. Епископ Майкопской и адыгейской епархии Пантелеимон также подтвердил, что Николаевская воскресная Церковноприходская школа была открыта 22 мая 1904 г. На месте Николаевской православной церкви расположена современная Средняя школа №3.
Все источники финансирования церковного строительства в Майкопе были местные. Город и горожане строили церкви сами, без какой-либо материальной поддержки извне. При управе завели т.н. церковную книгу, куда вносили все суммы, собранные на это строительство. Туда же скрупулезно вписывали все произведенные расходы. Из записей видно, что наибольшую часть церковных средств составляли суммы, выделяемые думой из городского бюджета.
Среди достопамятных событий в церковной жизни уездного Майкопа невозможно обойти молчанием открытие в его окрестностях учреждения, получившего общероссийскую известность, ставшего почти на полстолетия местом духовного притяжения, паломничества и поклонения майкопчан и гостей Кубани. Речь идет о Свято-Михайло-Афонской Закубанской мужской общежительной пустыни, известной местным жителям под гулаговской аббревиатурой «ДВК» (Детская воспитательная колония), а местным и приезжим туристам под названием Турбаза «Романтика».
Идея открытия на Кавказе афонских монастырей принадлежала Кавказскому наместнику великому князю Михаилу Николаевичу. В 1883г по ходатайству епископа Германа состоялось определение Святейшего Синода «Об учреждении В Кубанской области общежительного монастыря под наименованием «Свято-Михайло-Афонская Закубанская Пустынь» с странноприимным при ней домом для престарелых и больных лиц мужского пола, предпочтительно православных русских воинов, с присвоением настоятелем сей пустыни сана архимандрита.
Главной церковью монастырской обители до начала века был храм Успения Богоматери. Величайшую святыню храма, предмет особого почитания, привлекающим особенно в обитель паломников, составляют частица животворящего креста Господня и частицы мощей 36 угодников Божиих, благоговейно хранящиеся в особых драгоценных ковчегах на престоле этого храма. Слава о новой монастырской обители широко распространилась по югу России.
В советское время судьба его оказалась печальной. Монастырь был закрыт, храмы разрушены, материальные ценности разграблены, высокий дух святости развеян.
Благовещенский-Успенский собор и Покровская церковь в Майкопе также были разрушены, причем, в те же годы, что и храм Христа Спасителя в Москве.
Стремясь усердием не отстать от Москвы, инициативу по сносу Церквей оправдали тем, что, якобы, не находится мест для нового корпуса учительского института и для новой 20-й школы (ныне №3)-первой при советской власти.
Вероятно, прельстила многозначительная идеологическая символичность затеянной акции: вместо церковных храмов-храмы знаний! 19 таких храмов знаний досталось городу от «проклятого прошлого».
Текст опубликован в рамках грантового проекта "Краеведческий контент: визитная карточка нашего времени", поддержанного Президентским фондом культурных инициатив. Мы просим вас при перепосте текста отмечать нас!