Многие побывали на яркой художественной выставке "Бывают странные сближенья" в ГМИИ им. А.С.Пушкина. Я не торопилась, затянула и пришла в последний, укороченный для посетителей день. Была в легком недоумении от номеров под экспонатами, без названий. Спросила. Меня отправили к столику с каталогами. Но там расшифровка номеров была очень мелкой, а сам каталог- толстым.
Поэтому пришлось смотреть выставку в заявленных правилах- смотреть и видеть связь и аналогии между всем, что видишь. Не выясняя кто, когда и для чего создал этот шедевр. А то, что выставлены именно шедевры, было понятно сразу.
Проблема была в другом. Осмотр по порядку номеров, с целью более полного погружения в тему, тоже не годился. Одни- на одной стороне зала, другие- на другой. Плюнула и стала просто глазеть.
Были залы с названиями. Под названия подобраны экспонаты. Самые разные. Можно было бы о чем-нибудь спросить помощников куратора Жана Поля Юбера Мартена (однофамилец или родственник Анри Мартена, смешавшего стили в живописи ?). На их белых футболках был написан лозунг- "Я сегодня Мартен!" Но они очень скоро побежали на прощальное собрание с куратором.
А я, зритель, осталась впечатляться. Просто впитывала впечатления, надеясь, что потом дома посмотрю каталог.
Но потом тоже не получилось. Дела... И каталог куда-то исчез.
На днях, спустя два года после выставки, каталог нашелся в результате генеральной разборки шкафов.. И я решила оставить все свои реальные впечатления, но сравнить их с каталогом. Ведь "выставка... обращается к вашему глазу, воображению и интерпретациям, чтобы стать игрой для всех чувств и пространством открытий."(Жан-Юбер Мартен).
Игра удалась. Каталог был без фото. Экземпляры в последний момент заменялись и добавлялись. Поэтому, чтобы сделать подпись под фото, пришлось полазить по Сети.
Решила оставить фото так, как я сгруппировала бы, если бы "я сегодня- Мартен!". А ниже- так, как было по каталогу.
1. Зал "От потаенного образа к двойному". Листайте.
А вот что было в реальности. 43 экспоната. Пейзажи. Спилы агата. Немецкий стул. "Хлебная" резьба Осмоловского. Работы Филонова. Сосуд с головой быка из Египта I века до н.э.
2. Зал "Античная скульптура. От белой до полихромной".
В реальности- не осталось ни одной личной фотографии из 13 экспонатов. Даже "Фантастического существа на фоне пейзажа" 1654 Берхема Старшего. Совпадения с каталогом- ноль. Может, из-за освещения или от толпы.
3. Зал "От возлюбленной к колдунье".
По каталогу в этом зале было 64 экспоната. И вот как они были сгруппированы.
Взгляд сначала упал на скульптуру мальчика на камне, вытаскивающего занозу. Растиражированный образ. I век н.э.
А потом стала явно ощущаться эротика. Навязчиво.
4. Зал "От яблока к земному шару".
По каталогу было 25 экспонатов. Располагались для восприятия как-то так... Листайте.
5. Зал "От зеркала к двойнику". Листайте.
Было 37 экспонатов.По привязке к названию личная и каталожная группировка практически совпала. Совсем не поняла зачем здесь Мария Магдалена. И почему не вошли статуэтки из Египта и перволюдей, и Пикассо (они в зале "От возлюбленной к колдунье").
6. Зал "За наблюдателем наблюдают".
Из 22 экспонатов в телефоне осталось два. Удивил женский портрет Гарри Поттера.
7. Зал "От юности к старости". Листайте.
Заявлено было 21 экспонат. Пока уточняла, что за фото, вспомнила и другие интересные экспонаты. Но что зацепило, то и осталось. По каталогу все немного не так.
8. Зал "От горизонта к птичьему полету".
Ну, по каталогу не так. Сейчас покажу. Из 34 экспонатов зацепило немногое...
9. Зал "От складки к геометрии". Листайте.
Было 40 экспонатов по каталогу.
10. Зал "От черного квадрата к ташизму. Две школы."
Из 33 экспонатов фото одного.
11. Зал "Пять чувств". Листайте.
Из 20 экспонатов каталога я смогла определить только одно мое фото.
12. Зал "От фигурных скал к абстрактной скульптуре".
13. Зал "От вакханалии до таверны". (фото пьяных морд не осталось).
Осталось несколько фото, которые в каталоге я проглядела, а возиться уже неохота. Сейчас покажу. Листайте.
А к чему отнести вот это? Вот я бы все по другому сделала!
Что сказать. Я была замерзшей, недовольной. Все было не так. Злилась, что каждый дурак может разложить по кучкам предметы одного цвета, или размера, или похожего сюжета ( у нас этому детей в детсадах учат), а потом объявить это нетрадиционным взглядом на искусство.
А потом дома успокоилась и поняла, как мне повезло и я увидела так много уникальных произведений, собранных в одном месте. И стало не важно, что кто-то разложил их "не так". А важно, что они в сохранности, яркие, запоминающиеся, особенные.
С удовольствием разбирала фото с пониманием, что многое в жизни зависит от того КАК НА ЭТО ПОСМОТРЕТЬ.
Буду благодарна за подписку, она поможет продвижению канала. А гостям канала не пропустить новые публикации.
Спасибо, что дочитали, подписались, отреагировали. Хороших всем прогулок и ярких впечатлений!