Найти тему
Пойдем, посмотрим!

Выставка "Бывают странные сближенья" в ГМИИ им.А.С.Пушкина с каталогом и без.

Фото автора.
Фото автора.

Многие побывали на яркой художественной выставке "Бывают странные сближенья" в ГМИИ им. А.С.Пушкина. Я не торопилась, затянула и пришла в последний, укороченный для посетителей день. Была в легком недоумении от номеров под экспонатами, без названий. Спросила. Меня отправили к столику с каталогами. Но там расшифровка номеров была очень мелкой, а сам каталог- толстым.

Поэтому пришлось смотреть выставку в заявленных правилах- смотреть и видеть связь и аналогии между всем, что видишь. Не выясняя кто, когда и для чего создал этот шедевр. А то, что выставлены именно шедевры, было понятно сразу.

Проблема была в другом. Осмотр по порядку номеров, с целью более полного погружения в тему, тоже не годился. Одни- на одной стороне зала, другие- на другой. Плюнула и стала просто глазеть.

Были залы с названиями. Под названия подобраны экспонаты. Самые разные. Можно было бы о чем-нибудь спросить помощников куратора Жана Поля Юбера Мартена (однофамилец или родственник Анри Мартена, смешавшего стили в живописи ?). На их белых футболках был написан лозунг- "Я сегодня Мартен!" Но они очень скоро побежали на прощальное собрание с куратором.

Фото автора
Фото автора

А я, зритель, осталась впечатляться. Просто впитывала впечатления, надеясь, что потом дома посмотрю каталог.

Но потом тоже не получилось. Дела... И каталог куда-то исчез.

На днях, спустя два года после выставки, каталог нашелся в результате генеральной разборки шкафов.. И я решила оставить все свои реальные впечатления, но сравнить их с каталогом. Ведь "выставка... обращается к вашему глазу, воображению и интерпретациям, чтобы стать игрой для всех чувств и пространством открытий."(Жан-Юбер Мартен).

Фото автора
Фото автора

Игра удалась. Каталог был без фото. Экземпляры в последний момент заменялись и добавлялись. Поэтому, чтобы сделать подпись под фото, пришлось полазить по Сети.

Решила оставить фото так, как я сгруппировала бы, если бы "я сегодня- Мартен!". А ниже- так, как было по каталогу.

1. Зал "От потаенного образа к двойному". Листайте.

А вот что было в реальности. 43 экспоната. Пейзажи. Спилы агата. Немецкий стул. "Хлебная" резьба Осмоловского. Работы Филонова. Сосуд с головой быка из Египта I века до н.э.

2. Зал "Античная скульптура. От белой до полихромной".

В реальности- не осталось ни одной личной фотографии из 13 экспонатов. Даже "Фантастического существа на фоне пейзажа" 1654 Берхема Старшего. Совпадения с каталогом- ноль. Может, из-за освещения или от толпы.

3. Зал "От возлюбленной к колдунье".

По каталогу в этом зале было 64 экспоната. И вот как они были сгруппированы.

Взгляд сначала упал на скульптуру мальчика на камне, вытаскивающего занозу. Растиражированный образ. I век н.э.

Фото автора
Фото автора

А потом стала явно ощущаться эротика. Навязчиво.

4. Зал "От яблока к земному шару".

По каталогу было 25 экспонатов. Располагались для восприятия как-то так... Листайте.

5. Зал "От зеркала к двойнику". Листайте.

Было 37 экспонатов.По привязке к названию личная и каталожная группировка практически совпала. Совсем не поняла зачем здесь Мария Магдалена. И почему не вошли статуэтки из Египта и перволюдей, и Пикассо (они в зале "От возлюбленной к колдунье").

6. Зал "За наблюдателем наблюдают".

Из 22 экспонатов в телефоне осталось два. Удивил женский портрет Гарри Поттера.

7. Зал "От юности к старости". Листайте.

Заявлено было 21 экспонат. Пока уточняла, что за фото, вспомнила и другие интересные экспонаты. Но что зацепило, то и осталось. По каталогу все немного не так.

8. Зал "От горизонта к птичьему полету".

Ну, по каталогу не так. Сейчас покажу. Из 34 экспонатов зацепило немногое...

9. Зал "От складки к геометрии". Листайте.

Было 40 экспонатов по каталогу.

10. Зал "От черного квадрата к ташизму. Две школы."

Из 33 экспонатов фото одного.

№2.Энгр.Мадонна перед чашей с причастием.1841. Фото автора
№2.Энгр.Мадонна перед чашей с причастием.1841. Фото автора

11. Зал "Пять чувств". Листайте.

Из 20 экспонатов каталога я смогла определить только одно мое фото.

№6.Набор косметических глазных протезов. XIX-XX в. Фото автора
№6.Набор косметических глазных протезов. XIX-XX в. Фото автора

12. Зал "От фигурных скал к абстрактной скульптуре".

13. Зал "От вакханалии до таверны". (фото пьяных морд не осталось).

Осталось несколько фото, которые в каталоге я проглядела, а возиться уже неохота. Сейчас покажу. Листайте.

А к чему отнести вот это? Вот я бы все по другому сделала!

Кадзуо Сирага. Золотые крылья. Фото автора
Кадзуо Сирага. Золотые крылья. Фото автора

Что сказать. Я была замерзшей, недовольной. Все было не так. Злилась, что каждый дурак может разложить по кучкам предметы одного цвета, или размера, или похожего сюжета ( у нас этому детей в детсадах учат), а потом объявить это нетрадиционным взглядом на искусство.

А потом дома успокоилась и поняла, как мне повезло и я увидела так много уникальных произведений, собранных в одном месте. И стало не важно, что кто-то разложил их "не так". А важно, что они в сохранности, яркие, запоминающиеся, особенные.

С удовольствием разбирала фото с пониманием, что многое в жизни зависит от того КАК НА ЭТО ПОСМОТРЕТЬ.

Буду благодарна за подписку, она поможет продвижению канала. А гостям канала не пропустить новые публикации.
Спасибо, что дочитали, подписались, отреагировали. Хороших всем прогулок и ярких впечатлений!