Смута в России начала семнадцатого века – это время появления во главе русского государства странных, а подчас и случайных людей. Такие периоды всегда сопровождаются политической неразберихой, где авантюристам есть где разгуляться.
Как говорится, один видит беду в происходящем, а другой – возможность. Вот и Марина Мнишек была как раз из вторых. Авантюрный характер ей передался от папеньки – Ежи Мнишека.
Польско-чешский род Мнишеков был известным и довольно богатым. Однако Ежи немного подмочил себе репутацию среди польских дворян тем, что поставлял в спальню королю Речи Посполитой Сигизмунду Августу молоденьких девиц. Причем делалось это вполне открыто. И шляхтичам это не сильно нравилось. Некоторые из знати даже не здоровалась с Мнишеком. Но самого Ежи это как-то не очень и беспокоило. Ведь его покровителем и спонсором был сам король.
Точная дата рождения Марины неизвестно. Единственное, что значится в хрониках – это год ее появления на свет 1588. В семьи Ядвиги и Ежи Мнишек помимо Марины было еще восемь отпрысков.
Марина получила самое строгое католическое воспитание. Однако заложенные природой задатки манипулирования другими людьми сделали свое дело. Марина мечтала о роскошной жизни при дворе, балах, где она бы могла блистать.
Девушка понимала, что не особо-то и красива. Но вот отточенное искусство играть на чувствах других людей и богатое приданое должны были проложить Марине дорогу в высший свет.
И тут в Речи Посполитой появляется неказистый молодой человек, который объявляет, что он является спасшимся от рук убийц сыном Ивана IV Дмитрием. Сигизмунд сразу же понял, что судьба послала ему в руки. Ну а Ежи Мнишек, который всегда был подле короля, предложил новоявленного царевича обженить на своей дочурке Марине, который только-только исполнилось шестнадцать лет.
Когда девушке представили будущего мужа, он не произвел на нее никакого впечатления. А вот «Дмитрий», по свидетельствам того времени, сразу же влюбился в надменную польскую девицу.
Монахи, которые воспитывали Марину, и папаша, видя, как невеста нос воротит от женишка, обрисовали ей радужные перспективы стать не просто знатной дамой, а самой русской царицей.
И вот тут-то у Марины взыграли амбиции. Она поняла, кем ее может сделать этот самозванец.
Однако Ежи поставил перед «Дмитрием» несколько условий, одним из которых было то, что его дочь в случае неудачи может разорвать брак и снова выйти замуж. Также Марина не должна была переходить в православие ни при каких условиях. «Дмитрий» согласился на все.
И Сигизмунд, и Ежи Мнишек, и католические монахи прекрасно понимали, что перед ними самозванец. Поэтому и были выставлены ему четкие условия на всякий крайний…
В 1605 году Лжедмитрий прибыл в Москву. А весной 1606 года в Россию приехала и его невеста Марина. В мае состоялось венчание новоявленного царя и его жены-католички.
Марина сразу же не понравилась москвичам. Заносчивая, амбициозная, демонстрирующая по случаю и нет свое пренебрежение к русским. Каждый свой выход невеста Лжедмитрия обставляла как грандиозное события.
А уж сколько на ней было шелков и украшений… Даже иностранные послы диву давались такому роскошеству.
Но больше всего русским не нравилось то, что Марина не собиралась переходить в православие и носить русскую одежду. Этого они ей простить точно не могли.
Хотя сама Марина не обращала на все эти, с ее точки зрения, «мелочи» никакого внимания. Она наконец-то добилась того, чего желала с самого детства. Она ни кто-нибудь, а сама русская коронованная царица.
Правда, «счастье» было недолгим. Через неделю после свадьбы заговорщики во главе с Василием Шуйским ворвались в Кремль, убили Лждемитрия, а Марину и ее отца сослали в Ярославль.
И начался у «русской царицы» период скитаний по русским городам и весям. Во время одной из таких поездок дорогу им перекрыл отряд нового Лжедмитрия, который вошел в историю под прозвищем «Тушинский вор».
Лжедмитрий II убедил Марину выйти за него замуж.
Если первый супруг не вызывал у Мнишек восторгов, то второй был ей просто ненавистен как мужчина. Но здесь вновь взыграли амбиции авантюристки. За возможность вернуться к роли царицы она согласилась на этот брак.
В 1610 году Марина повторно стала вдовой, так как Тушинский вор был убит.
А до этого Марина наконец-то встретила того, кто был мил ее сердцу – атамана Ивана Заруцкого, за которого впоследствии вышла замуж.
Пока Марина официально была замужем за Лжедмитрием II и одновременно жила с Заруцким, у нее родился сын, названный Иваном. Сама Марина заявляла, что ее сын – наследник русского престола. Но кто на самом деле был отцом мальчика, не понятно до сих пор.
Когда Смута закончилась и на русский престол взошел Михаил Романов, Марина бежала на Урал, где в 1614 году вместе со своим трехлетним сыном была схвачена и доставлена в Москву.
И здесь произошло самое страшное, что может произойти в жизни матери: ее трехлетнего казнили. Сама Марина, по одним данным, тоже была казнена, по другим, умерла от тоски по сыну. Но сначала она якобы прокляла род Романовых, которые так поступили с ее сыном.
Так, в возрасте двадцати шести лет амбициозная полячка скончалась на чужбине, ненавидимая всеми и вся. И возникает вопрос: а стоило ли оно того?
Пишите свои комментарии и подписывайтесь на мой канал.