Найти тему
История в Dеталях

Пионер – всем ребятам пример, учитель всегда прав, и со всеми надо делиться игрушками? Насколько идеальным было советское воспитание

Какие принципы советской системы воспитания подрастающего поколения оказались не такими уж безупречно правильными, а какие и вовсе калечили психику ребёнка? Рассмотрим в этой подборке.

Учитель всегда прав
Перечить взрослым, и особенно учителям и другим школьным работникам, было не принято. Учитель всегда прав – он старше, опытнее, больше знает, сеет разумное, доброе, вечное и т.д. Граница между наставничеством и авторитаризмом при таком подходе становится очень и очень размытой, а отношения вряд ли будут доверительными. Общение с детьми и подростками на основе взаимного уважения и убедительной аргументации было не таким уж частым явлением.

Фото из открытого источника
Фото из открытого источника

Дети лишались возможности мыслить критически и сомневаться в том, что взрослый человек вообще и педагог в частности может ошибаться и быть не прав. Любой взрослый по отношению к ребёнку считался правым априори, как будто возраст сам по себе есть показатель ума, опыта, эрудиции, порядочности, достоинства. По факту ребёнок оказывался подчинён взрослым, что не всегда хорошо, ведь этим легко могли воспользоваться далеко не самые честные и достойные люди.

Другие дети всегда лучше
У каждого советского ребёнка перед глазами был пример сына маминой подруги, который получает одни пятёрки, ходит в художественную школу, побеждает на всех подряд школьных олимпиадах и спортивных соревнованиях, помогает по хозяйству, выигрывает у папы в шахматы и, конечно же, идеально себя ведёт. В общем, не человек, а робот с нимбом вокруг умной головы. И неважно, что твои мама и папа судят об этом святом исключительно со слов его родителей, которые иногда или чаще кривят душой. Плохо, что ты не такой.

Фото из открытого источника
Фото из открытого источника

Засилье правящей идеологии в воспитании и образовании
Вся советская система воспитания подрастающего поколения была перенасыщена идеологией. Стоило ребёнку переступить школьный порог, как ему тут же начинали внушать, что наша страна идёт единственно верным путём развития прямиком в идеальное коммунистическое завтра. Малышей-первоклашек всем скопом принимали в октябрята, подростков – в пионеры, юношей и девушек – в комсомол, ни минуты не интересуясь их мнением. Больше того, если вдруг случались несогласные, они рисковали как минимум стать изгоями в детском коллективе - с подачи, разумеется, взрослых.
В детских организациях нет ничего плохого, но только в том случае, если они не насаждаются в обязательном беспрекословном порядке. Детство – это не армия и не тюрьма. И пожалуйста, не нужно никакой идеологии, оставьте это взрослым.

-3

Обязанность делиться ресурсами с окружающими
«Дай другому ребёнку свою игрушку», «поделись шоколадкой», чуть позже в школе «дай списать» – по сути дела, существовала некая форма детской коллективной собственности, при которой «единоличники» получали обидное прозвище жадина. В этом нет ничего удивительного, ведь все советские люди строили социализм и коммунизм, где всё будет общим. В детском незрелом сознании формировалась своеобразная принудительная щедрость, согласно которой свои собственные желания и чувства менее важны, чем чужие. Поэтому если другому ребёнку понравилась твоя игрушка, ты должен её ему отдать. Позже, в школе, то же самое касалось и взаимовыручки. Многие дети, привыкшие к тому, что получить желаемое не такая уж большая проблема, под ней понимали возможность воспользоваться результатами чужого труда, и были уверены, что регулярно делиться с ними той же домашкой с ними обязаны.

Фото из открытого источника
Фото из открытого источника

И неважно, что любитель списывать весь вчерашний вечер болтался по улице, а любитель делать уроки в то же самое время корпел над задачками.

Все богатые приобрели своё богатство нечестным путём
В стране всеобщей уравниловки и объявленной вне закона частной собственности речь о богатстве как таковом, конечно же, не шла. А людям, в подавляющем большинстве жившим на скромные фиксированные зарплаты, чуть ли не с рождения вбивалось в голову, что честным трудом большие деньги заработать невозможно. Советский человек и мысли не должен был допускать, что можно совершить, например, коммерчески эффективное научное открытие, способное принести своему автору миллионы. И это будет совершенно справедливо и честно. Но государственная идеология целенаправленно со школьной скамьи формировала у граждан негативное отношение к финансовой состоятельности, ставя дилемму: либо ты честный, но небогатый, либо богатый, но жулик.

Фото из открытого источника
Фото из открытого источника

Здесь показателен пример с композитором Оскаром Фельцманом, песни которого настолько активно исполняли на концертах и в ресторанах по всей стране, что однажды сумма его авторских отчислений достигла гигантской для начала 1970-х годов суммы в 20 тыс. руб. за период около полугода. Узнав об этом, тогдашний советский премьер А.Н. Косыгин пришёл в замешательство и велел изыскать возможность впредь таких колоссальных «авторских» Фельцману «за песенки про ландыши» не выплачивать. Но разве Фельцман украл что-нибудь? Он заработал деньги своим трудом и талантом. Что предосудительного в том, что красивые песни нравятся людям и приносят большой доход? Но система оплаты труда в СССР не позволяла получить действительно заработанное. А если вдруг по недосмотру и позволяла, это следовало тут же пресечь.

«Это для гостей»
Типично советский очень странный обычай, необходимость исполнять который взрослые вбивали в головы детям. «Праздничное платье» пылилось в шкафу до тех пор, пока не становилось безнадёжно мало, но упорно оставалось «праздничным». «Для гостей» в холодильнике держали дефицитную сухую колбасу и баночку маслин, на полке – коробку шоколадных конфет, в недрах ванной – кусок хорошего мыла. Что это было - люди свято соблюдали традиции гостеприимства или хотели показать, что живут чуть лучше, чем есть на самом деле, и такому же вранью учили детей?

Фото из открытого источника
Фото из открытого источника

Питание детей
Любопытной особенностью питания советских детей был обед с обязательным супом. Считалось, что так полезнее (полезнее чего?) и есть суп нужно непременно, потому что организму нужна горячая жидкая пища (каждый день?) Есть супы каждый день мечтали далеко не все дети, возникали трения, но родителей это не волновало – положено и всё тут. С не меньшим энтузиазмом детей по утрам «заправляли» кашей: это было ещё одно незыблемое «пищевое правило».

А что люди скажут?
Детям этот вопрос задавали особенно часто, хотя и сами взрослые жили с оглядкой на мнение соседей, родственников, сослуживцев. Свои планы, мечты, действия советский человек словно согласовывал с окружающими, то же самое должны были делать его дети. Едва сходил снег, нужно было нестись на дачу сажать картошку – иначе что соседи скажут?