Найти тему
Суаре у Клио .

Историк С. М. Соловьёв

Буквально недавно я писала для вас статью о становлении российского либерализма и среди либералов 70- х годов XIX века упомянула Сергея Михайловича Соловьёва .

Удивила реакция многих- вы не знаете этого имени! Не слышали , не помните.

Это не так . Когда- то в школе вам рассказывали о российских историках учителя. Просто за ненужность память задвинула знания в самый дальний ящик подсознания.

Но мне стало немного обидно за человека, который своими трудами, жизнью, изысканиями не мало сделал для государства и потомков.

Поэтому я предлагаю вам небольшой очерк об этом интереснейшем русском историке. ХИменно русском, а не завезённом из заграницы. Очерк об историке, воспитавшем немало знаменитых русских историков.

Простите мне небольшое лирическое отступление: откуда взялись ваши убеждения, принципы, отношение к жизни, семье, политики ? Только не говорите, что сами к этому пришли. Вы , мои читатели, в основном дачники и понимаете, что любое знание, как зерно , должно упасть на подготовленную почву. Почва- это то , что у вас в сознании " вспахивают" историки. Ни литераторы, ни один другой спец, только историки. Я могу это , если хотите, аргументированно доказать.

Так вот именно от Соловьева , от его воспитания историков, от его открытий на многие годы определялось воспитание людей в стране , их философия жизни, их понимание всего происходящего в своей жизни.

Сергей Михайлович родился 5 мая ( ст. ст. ) 1820 в Москве.

Его отец был священником и преподавателем Закона Божьего в Коммерческом училище. Вся родня , много поколений, были священниками. С отцом жизнь свела находящегося в отставке Остермана, правой руки Екатерины II.Остермана поразило благодушие, свободное владение французским, просто удивительное для сельского священника , знание древнегреческого, истории. Он взял его к себе воспитателем в дом и устроил в Коммерческое училище . Училище предоставило семье служебную квартиру.

Мать Сергея Соловьева была сиротой, дочерью священника и дворянки, росла у дяди, ярославского и ростовского архиерея. Е. Шатрова , мать Соловьева ,внушала своему сыну Сергею отвращение к духовенству и не хотела, чтобы сын стал священником.

Мальчика взяли сразу в третий класс гимназии. Духовные предметы и церковный язык разрешено было изучать дома с отцом, но экзамены должен был приезжать сдавать в духовном училище.

Академическую Московскую гимназию окончил с самыми лучшими показателями. Для получения аттестата написал статью как языковед о значении и роли древнегреческого в формировании знаний русского языка. Умнейший был молодой человек! Очень читать любил, читал дни и ночи напролет.

Высшее историческое образование С М. Соловьев получил в 1838 - 1842 годах на первом, историко- филологическом, отделении МГУ.

Он был очень прилежным студентом, все лекции посещал, не прогуливал, вел записи . Историю полюбил из рассказов Марьюшки, его детской няни, поездок к родне по России с родителями в детстве и от чтения многих книг.

В студенчестве посещал кружок Апполона Григорьева, там сблизился с Фетом, Кавериным , Орловы и другими, ставшими гордость русской культуры и общественной мысли .

Но хотя Соловьев учился превосходно, не сложилось у него понимания с его профессором Погодиным. К этому времени, к 4- ому курсу, у Соловьева сложилось свое представление о политических течениях , но это противоречило взглядам Погодина. Через знакомых Соловьеву нашли место гувернера заграницей, так как ему нужно было уехать из страны из- за конфликта.

Два года жил в Австрии, Франции, Швейцарии. Побывал там во всех крупных городах, встречался с ведущими профессорами философии, географии, истории.

фото портрета С .М . Соловьёва из открытого доступа в интернете
фото портрета С .М . Соловьёва из открытого доступа в интернете

Вернулся в Россию и в 27 лет стал доктором исторических наук! Одновременно имел такую же ученую степень в политической экономии и статистике. Он был ректором МГУ, вся его жизнь связана с историческим факультетом. Более 30 лет все историки в стране воспитывались и обучались Сергеем Соловьевым.

Студенты любили его лекции. Соловьёв был высокий, полноватый, голубоглазый, не очень пышная белого цвета шевелюра, высокий лоб. Лекции читал не глядя ни в какие записи, Раскачиваясь слегка на ногах, с закрытыми глазами Лекции были размышлениями ученого вслух , они были лишены эмоциональной окраски. Без оценок событий лектором , но большое внимание уделялось причинно- следственным связям

Когда в 1860 году новый устав ограничил права университетов, Соловьев вместе с 35- ю выдающимися русскими учеными написал письмо в протестом царю и ушёл а отставку. Кстати, этого и добивались граф Толстой и Катков.

За свои профессорские годы Соловьев создал великолепнуюшколу историков. Он воспитал таких известных ученых- история ков, что знаменитый на весь мир : Бестужев- Рюмин, В. О. Ключевский , Чичерин.

Всюсвоб жизнь он мечтал написать историю России . Главное, что он возродил- принцип историзма, также принцип хронологического изложения.

С 1848 года собирал материалы и прорабатывал их. Первый том вышел в 1851 году, а потом каждый год появлялось по одно у тому российской истории. Он мечтал закончить свои исследования описанием царствования Екатерины II , но закончил 1774 годом. Соловьев умер.

Если Карамзин изложил историю до XVII века, то Соловьев очень систематично изложил историю до 1774 года.

Главный принцип подачи материала Соловьевым - не делить и не дробить русскую историю на отдельные части, рассматривать их во взаимодействие. Он считал , что история подчинена законам развития общества , что общество меняется и набор фактов дорабатывается, добавляется в изложение что- то подтверждая или отрицая.

фото сделано автором статьи
фото сделано автором статьи

У профессора Соловьева была выработана своя периодизация российской истории.

Часть I .

Господство родового строя от Рюрика до Андрея Боголюбского.

Часть II .

От Андрея Боголюбского до X VII века .

Часть III .

Вступление России в систему европейских государств - от первых Романовых до середины XVIII века.

Часть IV .

Новый период истории России от середины XVIII века до великих реформ 1860 годов.

Творчество Соловьева - средоточие и полнота национально- исторического самопознания России прошлого столетия. И, несомненно, духовное наследие С. М. Соловьева - органическая часть русской духовной культуры