Как стало известно из расшифровки FDR (Flight Data Recorder - параметрический самописец), после ухода из Омска шасси на самолете Airbus A320 "Уральских авиалиний" оставались в выпущенном положении до конца полета, то есть до момента аварийной посадки.
Это абсолютно логично (при отказе "зеленой" гидросистемы убирать их нечем) и в прошлой статье я так и предположил:
Мог ли экипаж это заметить? Мог. Безусловно мог. Есть аж целых 6 способов определить положение шасси на А320. Начнем с неточных:
1. По положению рычага уборки/выпуска шасси. При нахождении рычага в положении "убрано/выпущено", положение шасси обычно ему соответствует. Но вот беда - не всегда. А уж при отказе гидросистемы, ответственной за убору/выпуск шасси, этого соответствия ждать довольно наивно. Но экипаж "Уральских", к сожалению, ограничился только этим способом. Переместив рычаг в положение "убрано" они на этом остановились, полностью проигнорировав остальные 5 способов. Потому и при расчете топлива они не учитывали выпущенные шасси, потому и полетели так смело в Новосибирск, потому и пришлось им садится в поле...
2. По звуку. Способ вполне рабочий, но слушать нужно непосредственно при перемещении рычага и сразу после. В этот момент да, слышно как меняется звук - открываются створки, срабатывают замки, меняется звук после уборки или выпуска стоек. А вот спустя пару минут уже и не вспомнишь - такой должен быть звук или немного другой.
3. По характеристикам. Совершенно очевидно, что выпущенные стойки создают очень большое дополнительное сопротивление. И это заметно. Особенно в наборе высоты. Собственно, когда я сам однажды забыл убрать шасси на тренажере эту ошибку именно так и выявили (в течение десятка секунд, кстати):
- А что это мы не набираем?
Почему экипаж "Уральских" не обратил на это внимание - загадка. Хотя, судя по данным FR24, FL180 они набирали примерно в два раза дольше обычного... Это очень заметно. Скороподъемность менее чем 1000 футов в минуту на такой высоте - это подозрительно. Крайне подозрительно. РУДы в CLIMB, пилотирует автопилот - почему же мы набираем еле-еле? На это стоило бы обратить внимание...
Теперь точные способы:
4. Панель индикации шасси. Здесь все просто. Зеленые треугольники горят когда стойки выпущены и стоят на замках выпущенного положения. Красные символы UNLK (разблокировано) горят, если стойки в промежуточном положении (не на замках выпущенного или убранного положения). Все символы погашены, когда стойки убраны. Судя по FDR (регистрировался дискретный сигнал "выпущено"), в аварийном полете благополучно горели зеленые треугольники.
5. Страница WHEEL SD на ECAM DISPLAY. Это еще более надежный способ, так как панель индикации берет данные только от LGCIU 1, а на эту страницу данные поступают от обоих LGCIU (LGCIU Landing Gear Control Interface Unit - блок управления и индикации шасси). Индикация тут похожа: зеленый треугольник - выпущено, красный треугольник - в процессе уборки/выпуска (разблокировано), отсутствие символа - убрано. Появление желтых крестов вместо треугольников говорят о сбоях в блоках LGCIU. Кроме того, на странице WHEEL SD показано еще и положение створок шасси. Но тут все очевидно - они просто нарисованы.
6. Визуальный осмотр. Самый последний способ, когда ни одним из предыдущих воспользоваться не получается - визуальное наблюдение с земли. Способ... старинный, надежный но, как ни странно, успешно применяемый и поныне.
7. И еще немного про седьмой способ.
В телеграмм-канале:
возник такой вопрос:
Раз уж так получилось, что экипаж не понял, что шасси было выпущено - почему же не ставят камеры, направленные на шасси? Чтобы экипаж мог в любой момент самостоятельно оценить их положение?
А смысла нет. Вот как в обсуждаемом случае... Если пилоты не посмотрели на панель индикации положения шасси и ECAM DISPLAY, то крайне маловероятно, что они прсмотрели бы и на камеры. К тому же, если отказали оба LGCIU, то, скорее всего, есть какие-то глобальные проблемы с электрикой. А камеры, как второстепенный потребитель, будут отключены первыми. Кроме того, если уж приперло посмотреть именно глазками - всегда можно выполнить проход над ВПП. С земли посмотрят.