Найти тему
Капитан A320

Шасси убрано? Еще о посадке под Новосибирском.

Как стало известно из расшифровки FDR (Flight Data Recorder - параметрический самописец), после ухода из Омска шасси на самолете Airbus A320 "Уральских авиалиний" оставались в выпущенном положении до конца полета, то есть до момента аварийной посадки.

Фото https://t.me/maxsky55
Фото https://t.me/maxsky55

Это абсолютно логично (при отказе "зеленой" гидросистемы убирать их нечем) и в прошлой статье я так и предположил:

Посадка Airbus A320 "Уральских" в поле под Новосибирском.
Капитан A32013 сентября 2023

Мог ли экипаж это заметить? Мог. Безусловно мог. Есть аж целых 6 способов определить положение шасси на А320. Начнем с неточных:

1. По положению рычага уборки/выпуска шасси. При нахождении рычага в положении "убрано/выпущено", положение шасси обычно ему соответствует. Но вот беда - не всегда. А уж при отказе гидросистемы, ответственной за убору/выпуск шасси, этого соответствия ждать довольно наивно. Но экипаж "Уральских", к сожалению, ограничился только этим способом. Переместив рычаг в положение "убрано" они на этом остановились, полностью проигнорировав остальные 5 способов. Потому и при расчете топлива они не учитывали выпущенные шасси, потому и полетели так смело в Новосибирск, потому и пришлось им садится в поле...

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

2. По звуку. Способ вполне рабочий, но слушать нужно непосредственно при перемещении рычага и сразу после. В этот момент да, слышно как меняется звук - открываются створки, срабатывают замки, меняется звук после уборки или выпуска стоек. А вот спустя пару минут уже и не вспомнишь - такой должен быть звук или немного другой.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

3. По характеристикам. Совершенно очевидно, что выпущенные стойки создают очень большое дополнительное сопротивление. И это заметно. Особенно в наборе высоты. Собственно, когда я сам однажды забыл убрать шасси на тренажере эту ошибку именно так и выявили (в течение десятка секунд, кстати):

- А что это мы не набираем?

Почему экипаж "Уральских" не обратил на это внимание - загадка. Хотя, судя по данным FR24, FL180 они набирали примерно в два раза дольше обычного... Это очень заметно. Скороподъемность менее чем 1000 футов в минуту на такой высоте - это подозрительно. Крайне подозрительно. РУДы в CLIMB, пилотирует автопилот - почему же мы набираем еле-еле? На это стоило бы обратить внимание...

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Теперь точные способы:

4. Панель индикации шасси. Здесь все просто. Зеленые треугольники горят когда стойки выпущены и стоят на замках выпущенного положения. Красные символы UNLK (разблокировано) горят, если стойки в промежуточном положении (не на замках выпущенного или убранного положения). Все символы погашены, когда стойки убраны. Судя по FDR (регистрировался дискретный сигнал "выпущено"), в аварийном полете благополучно горели зеленые треугольники.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

5. Страница WHEEL SD на ECAM DISPLAY. Это еще более надежный способ, так как панель индикации берет данные только от LGCIU 1, а на эту страницу данные поступают от обоих LGCIU (LGCIU Landing Gear Control Interface Unit - блок управления и индикации шасси). Индикация тут похожа: зеленый треугольник - выпущено, красный треугольник - в процессе уборки/выпуска (разблокировано), отсутствие символа - убрано. Появление желтых крестов вместо треугольников говорят о сбоях в блоках LGCIU. Кроме того, на странице WHEEL SD показано еще и положение створок шасси. Но тут все очевидно - они просто нарисованы. 

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

6. Визуальный осмотр. Самый последний способ, когда ни одним из предыдущих воспользоваться не получается - визуальное наблюдение с земли. Способ... старинный, надежный но, как ни странно, успешно применяемый и поныне.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

7. И еще немного про седьмой способ.

В телеграмм-канале:

Капитан А320

возник такой вопрос:

Раз уж так получилось, что экипаж не понял, что шасси было выпущено - почему же не ставят камеры, направленные на шасси? Чтобы экипаж мог в любой момент самостоятельно оценить их положение?

А смысла нет. Вот как в обсуждаемом случае... Если пилоты не посмотрели на панель индикации положения шасси и ECAM DISPLAY, то крайне маловероятно, что они прсмотрели бы и на камеры. К тому же, если отказали оба LGCIU, то, скорее всего, есть какие-то глобальные проблемы с электрикой. А камеры, как второстепенный потребитель, будут отключены первыми. Кроме того, если уж приперло посмотреть именно глазками - всегда можно выполнить проход над ВПП. С земли посмотрят.