Найти тему
История России

8 марта 1814 года. Над Наполеоном «сгущаются тучи». Союзники готовы ударить, но Наполеон не может в это поверить. Что же будет?

В предыдущей статье мы с вами рассмотрели события 8 марта 1814 года, когда Наполеон стягивает все свои силы к городу Арси на Оби. Наполеон задумал нанести удар в тыл армии фельдмаршала Шварценберга, нарушить его коммуникации, тем самым заставить его отступить. Затем Наполеон намеревается разгромить его армию по частям и выиграть кампанию. Удастся ли? Покажет время.

А мы с вами продолжаем внимательно следить за развитием событий.

*

Случайное изображение. Источник: Яндекс.Картинки
Случайное изображение. Источник: Яндекс.Картинки

*

Итак, на дворе у нас 8 марта 1814 года. Наполеон рассчитывает, что пока Шварценберг медлит, он успеет собрать необходимые силы и вдарить первым. Но Наполеон ещё не знает, что ситуацию взял в свои руки император Александр Павлович. Теперь Шварценберг действует по плану российского императора. А в соответствии с этим планом, все союзные корпуса сосредоточились у крупного, важного города Труа, и сами перешли в наступление.
В предыдущей статье мы подробно рассмотрели направление движения каждого союзного корпуса. Напомним, правый фланг занимает
5-й австро-баварский корпус генерала Вреде. Центр составляют: 6-й русский корпус Раевского, 3-й австрийский корпус генерала Гиулая. Левый фланг занимает 4-й германский корпус наследного принца виртембергского.
Казаки генерала
Кайсарова поддерживают связь между корпусом Вреде и авангардом Раевского.

Утром 8 марта 1814 года 5-й корпус Вреде располагается у Арси на Оби. Авангард — в самом городе. Внезапно к Арси подходит авангард Наполеона в составе кавалерии генерала Себастьяни. Причём французская кавалерия двигается по левому берегу реку, то есть как раз по тому берегу, что занимают войска Вреде. Не ожидав такого дерзкого манёвра французов: те «свалились как снег на голову», Фримон, — командующий авангардом Вреде, 8 марта 1814 года в 10 часов утра, приказал своим войскам немедля покидать город. Что и было сделано. Фримон отводит свой авангард на полтора километра восточнее и вливается в корпус Вреде, заняв левый фланг.

Одновременно с кавалерией Себастьяни к городу Арси подошли французские войска маршала Мишеля Нея, но по правому берегу реки Об. Ней приказывает немедленно соорудить переправу. Для ускорения переброски войск на другой берег, сапёры решают восстановить разрушенный отступающими мост. Благо опоры моста целы, нужно лишь восстановить настил деревянного моста. Оперативно закипела работа. Одновременно наводятся понтонные переправы. Кто-то уже переправляется на левый берег Обы, кто-то ожидает своей очереди. Спустя какое-то время сапёры доложили, что мост готов. Переправа пошла быстрее.

Прибыл Наполеон. С берега осматривает переправу и наблюдает в свою любимую подзорную трубу, что происходит на том, левом берегу Обы. Всё тихо. Неприятель ушёл и в городе его нет. Наполеон со своей гвардией перебирается на левый берег Обы, в город Арси.

В городе Наполеон сразу въезжает в большой красивый особняк. Здесь будет Главная квартира. Нужно немного отдохнуть. Но отдыхать не пришлось. Сразу же Наполеону докладывают, что неприятельская армия совсем рядом. Причём не какой-то отдельный корпус, а вся, практически вся армия. Доложил ни кто-нибудь, а сам маршал Мармон.

«Не может быть, — Наполеон мысленно отмахивается от неудобных, мешающих ему мыслей. — Этого не может быть».

Если допустить, что вся армия неприятеля рядом, тогда рушится весь «грандиозный» план Наполеона. По плану Наполеона, он, и только он, сейчас является хозяином положения, и он решает, где, когда будет нанесён удар. Неприятелю же уготовлена второстепенная роль. Вырисовывается картина, что неприятель вовсе не намерен ждать его действий, но действует сам, на опережение. Возможно даже, с очень большой вероятностью, неприятель первым нанесёт удар.

Но Наполеон не верит своим ушам. Не хочет верить. Лишь от природы сдержанность характера императора не позволила Наполеону вспылить. К тому же у Наполеона есть более ранние данные разведки, из которых следует, что неприятеля до самого Труа нет.

«Да и быть не может», — думает Наполеон.

Наполеон срочно вызвал к себе начальника разведки. Тот явился быстро.

«Выяснить месторасположение неприятельской армии. Три раза перепроверь, ещё и ещё раз, потом доложишь. Если принесёшь мне недостоверную информацию, — расстреляю! Выполняй!»

Начальник разведки ушёл.

Конечно, Наполеон совершенно не собирается расстреливать своего старого доброго начальника разведки. Но взбодрить «старого лиса» надо. Пусть работает лучше.

Приближается «час Х». Удастся ли союзникам ввести Наполеона в заблуждение и нанести ему поражение? Или Наполеон быстро сориентируется в сложившейся ситуации и примет меры? Мы узнаем это с вами, дорогие мои товарищи, в следующих статьях, а на сегодня заканчиваем...

>А вот и следующая статья<, дорогие товарищи.