Найти тему
Welcome-Belarus.RU

Брестское направление-1941. Герои финской войны в белорусском пограничье

Оглавление

За прошедшие 82 года, с начала Великой Отечественной Войны так никто толком и не ответил, почему прикрытие западной границы Советского Союза оказалось настолько слабым и непродуманным. После войны эту тему старались не трогать в исследованиях военных теоретиков, а многочисленным мемуаристам намекали, что советский читатель не готов узнать всю правду о лете 1941 года.

Опорные узлы Брестского укрепленного района были лучшими в мире

Стратегия обороны укрепленных районов

Документы в большинстве своем о первых днях войны либо не писались, либо были уничтожены, а потом писались по памяти на расстоянии 500-600 километров от границы. Одна из самых ярких и системных  картин июня 1941 года является трагедия 4-ой Армии РККА, которая прикрывала  более чем 100 километров государственной границы в районе Бреста. Одна из самых страшных и предательских страниц истории лета 1941 года являются события вокруг  49-ой стрелковой дивизии РККА, которая должна была держать оборону, опираясь на Брестский укрепленный район.

Опорные узлы 62-го укрепленного района, несмотря скептические отзывы, были для своего времени одними из лучших в мире.  Стратеги Генерального штаба РККА, после опыта Финской войны считали, что дивизия, находящаяся в обороне за мощным  укрепленным районом является неуязвимой. В месте дислокации 49-ой стрелковой дивизии, а это были шесть северо-западных районов  Брестской области (Брестский, Высоковский, Каменецкий, Семятический, Клещелевский, Хайновский) была, по меркам Западной Белоруссии, достаточно развитая сеть железных дорог.  Имелись также автодороги с улучшенным покрытием, в том числе и рокадного назначения. Советские военные стратеги были уверены, что командование дивизии будет способно в считанные часы перебросить резерв на любой участок занимаемой позиции.

-2

49-ая стрелковая дивизия участвовала в советско=финской войне

Одна из лучших дивизий РККА

Именно на этот участок границы было принято решение направить не простую дивизию, а имеющую опыт боевых действий в районе мощных бетонных укреплений. 49-ая стрелковая дивизия с ноября 1939 года участвовала  в Советско-финской войне и первой начала штурм «линии Маннергейма».  Командиры  и красноармейцы дивизии имели опыт создания плацдармов, лесных засад, переправ через реки в условиях разлива.  Несколько сотен красноармейцев и командиров 49-ой стрелковой дивизии были награждены боевыми орденами и медалями, а сама дивизия стала Краснознаменной. Надо отдать должное, что советские генералы выдвигали в район Бреста одну из лучших стрелковых дивизий РККА. Тем непонятнее становятся изменения, которые произошли с одной из самых боеспособных дивизий за один год.

-3

Дивизия первоначально состояла из обученных солдат

Надо сказать, несмотря на то, дислокация для дивизии была очень удачная в бытовом плане для командиров  и красноармейцев – это было настоящее испытание. Подразделения дивизии были разбросаны на территории в 2300 квадратных километров. И самым крупным населенным пунктом был Высоко-Литовск, где проживало чуть более 6000 жителей.  Дивизию перебросили в июле 1940 года в места, где были проблемы с казарменным фондом. В Высоко-Литовске неплохо сохранилась усадьба Сапег, окруженная старинным парком. Именно здесь и разместился штаб 49-ой стрелковой дивизии, а два флигеля занимали спешно оборудованные четыре квартиры для командования дивизии. Командирам из штаба дивизии не хватало для размещения квартир в городке и на станции. Красноармейцам предстояло зимовать в палаточных лагерях, которые начали строить  сразу по прибытию. Но к лету 1941 года планировалось возведения четырех барачных деревянных городков  для размещения дивизии.

Кроме командиров 49-ой дивизии квартиры требовались командиром 62-го укрепленного района, пограничных и охранных частей НКВД, многочисленным строительным батальонам. В Высоко-Литовске на 6000 жителей к началу 1941 года проживало на квартирах 1200 командиров и специалистов из Восточной Белоруссии и Советского Союза. Скученность была страшная, но именно в этот городок 21-го июня 1941 года переезжает штаб укрепленного района, вместе с штабами управления начальника строительства и начинающим формирование штабами инженерного и двух военно-строительных батальонов.

-4

Зимовать дивизии приходилось в палатках

Беспорядок накануне войны

В субботу 21 июня в Высоко-Литовск прибывает пополнение из молодых лейтенантов и младших лейтенантов, примерно более 100 человек. Командиры прибыли в распоряжение 49-ой стрелковой дивизии и 62-го укрепленного района. Ночевать им было негде. По воспоминаниям учителя Михаила Кузьмицкого, среди молодых командиров он увидел бывшего своего ученика Николая Птушко, который вместе с родителями в 1935 году бежал через границу на территорию БССР. Он был в командирской форме со знаками различия артиллериста. Молодой командир пожаловался, что дежурный из штаба укрепленного района не может им предоставить место для ночлега и предлагает дождаться понедельника.

-5

Много в Высоко-Литовске было командиров инженерных и саперных войск

А в городке все дворы заполнены военными, и отыскать свободные помещения, нереально.  Даже все ближайшие деревни заняты военными, так как рядом с городом находится пехотный полк, батальон связи, зенитный дивизион и командиры этих частей заняли все подходящие дома. Тогда учитель, спросив разрешение у директора школы, разместил командиров в здании школы и школьном саду. Я привожу этот фрагмент воспоминаний , чтобы читатели понимали в какой атмосфере начинал войну штаб 49-ой стрелковой дивизии, и почему именно здесь в самом начале войны начали активно действовать  немецкие диверсанты, но об этом в продолжении.

Читайте также

Смотрите также