High Speed Tractor M5 в Красной Армии
Если про американские автомобили времен Второй мировой войны написано много, то с тягачами, прежде всего гусеничными, ситуация иная. Между тем, на начало Второй мировой войны у американцев с тягачами ситуация выглядела довольно печально. Периодически можно слышать критику мехтяги Красной Армии, мол у нее сплошные тихоходные трактора были на вооружении. Так вот, у американцев тогда все тягачи были примерно уровня нашего Сталинца С-65. Лишь после начала войны американское командование, наконец, озаботилось вопросом создания полноценных артиллерийских тягачей.
В годы Великой Отечественной войны США поставили несколько сотен тысяч автомобилей. Наиболее ценными среди них оказались полноприводные легковые и грузовые машины, которые использовались в качестве тягачей противотанковой и дивизионной артиллерии. Что же касается гусеничных тягачей, то их оказалось немного - всего несколько тысяч. Впрочем, полноценным артиллерийским тягачом оказался только один из них - High Speed Tractor M5. Несмотря на то, что поставили их меньше двух сотен, машина оказалась весьма полезной.
Быстрый и компактный
Для International Harvester Company строительство гусеничных тракторов было одним из профильных направлений. В IHC данное направление находилось за заводом Tractor Works, располагавшемся в Чикаго. Другой вопрос, что речь шла о коммерческих тракторах - легком International TD-9, среднем International TD-14 и тяжелом International TD-18. В 1940 году появились армейские версии этих тракторов - Light Tractor M1, Medium Tractor M1 и Heavy Tractor M1 соответственно.
Для военного использования их несколько доработали, благодаря чему скорость несколько выросла. Впрочем, 15 км/ч - это совсем не то, что ожидаешь от артиллерийского тягача. Но пока разворачивался выпуск быстроходных артиллерийских тягачей, тоже хлеб. Надо сказать, что американская армия закупала у IHC сравнительно небольшое число тракторов. Например, International TD-18 (Heavy Tractor M1) произвели всего 1795 штук. На фоне 20503 Caterpillar D7, которые также именовались как Heavy Tractor M1, это очень скромно.
Оба трактора поставлялись в СССР по программе ленд-лиза. International TD-18 поставили 740 штук, то есть немногим меньше половины от произведенных. Первые тягачи данного типа прибыли в СССР в 1942 году (32 штуки), плюс 10 International TD-14. Впрочем, уже летом 1943 года Народный Комиссариат Внешней Торговли прислал информацию о производстве в США двух моделей быстроходных артиллерийских тягачей - High Speed Tractor M4 и High Speed Tractor M5. Последний также выпускался силами IHC. Скорость до 55 км/ч и "шасси подобно танковому" сразу же настроили руководство ГАУ КА на определенный лад. Тем более что тягачи предназначались для буксировки гаубиц калибра 105-155 мм.
Поскольку быстроходные артиллерийские тягачи американской армии были нужна позарез самой, с самого начала массовые поставки их по программе ленд-лиза выглядели сомнительно. Особенно это касалось High Speed Tractor M4. В Советский Союз они попали, но в количестве всего двух штук. Совсем иначе обстояли дела с High Speed Tractor M5. Первые тягачи данного типа прибыли в Советский Союз в феврале 1944 года, вместе с арктическим конвоем JW-57. Всего же с первый по третий кварталы 1944 года поступило 172 тягача данного типа, из них 84 южным путем.
Следует отметить, что Наркомат Внешней Торговли несколько ошибся в оценках тягачей. На самом деле HST M4 и M5 были не равнозначны. Американская промышленность оказалась вполне способной выпускать быстроходные гусеничные тягачи в таких объемах, что не требовалось две модели одного класса. Так что стоило настоять на HST M4. Дело в том, что наиболее остро стоял вопрос мехтяги для артиллерии большой мощности. А HST M4 создавался для буксировки 155-мм пушек M1 Long Tom и 8-дюймовых (203-мм) гаубиц M1, которые имели сопоставимую массу с 203-мм гаубицей Б-4. Также они таскали за собой 90-мм зенитные орудия, также совсем не легкие.
Совсем иначе обстояли дела с Tractor, High Speed, 13-ton, M5, как он официально именовался. Стандартизированный в октябре 1942 года, этот тягач оказался примерно равнозначен советскому семейству Я-11/Я-12/Я-13. Предназначался он в качестве тягача 105-мм гаубицы M2A1, 4,5-дюймовой (114-мм) пушки M1 и 155-мм гаубицы M1. Последняя по своей массе была близка к 152-мм гаубице-пушке МЛ-20. Одним словом, тягач корпусной артиллерии, если исходить из нашей классификации (МЛ-20, правда, по штатному назначению помотало, но не суть важно).
Несколько ошиблись в НКВТ и по поводу "шасси подобно танковому". На самом деле танкового в американских быстроходных тягачах не больше, чем у "Коминтерна" или того же Я-11/Я-12. Роднила их с танками только ходовая часть, да и то, с рядом оговорок. У HST M5 траки, катки и отчасти подвеска схожи с Light Tank M3/M5. Но при этом узлы подвески усилены, поскольку нагрузка больше. Тягачи из танков, конечно, делали и американцы, но это скорее исключение. А полноценные тягачи от исходных танковых шасси отличаются очень сильно.
В этом смысле High Speed Tractor M5 выделялся даже на фоне наиболее известных американских быстроходных тягачей. Если Allis-Chalmers выбрала полузакрытую кабину, то на IHC решили разместить механика-водителя по центру, что обеспечило больший обзор. На самом деле такая компоновка диктовалась необходимостью максимально "ужать" тягач. Она же стала причиной, почему расчет из 8 человек сидел на продольных "лавках". Позже тягач также получил полузакрытую кабину, но случилось это уже под конец войны, ставили крыши и в ходе модернизации.
Желание "обжать" машину привело к тому, что HST M5 получился заметно короче HST M4 - длина составляла 4850 мм против 5330 мм. Также она получилась легче, но всё относительно. Боевая масса оказалась равнозначна легкому танку. Правда, при этом мотор у HST M5 стоял свой - Continental R6572 объемом 9,37 литров и с максимальной мощностью 235 лошадиных сил при 2000 об/мин. Вполне типовая картина для американских быстроходных тягачей, танковые двигатели на них применялись редко. Связано это как с дефицитом танковых моторов, так и другой спецификой применения машин.
В целом надо сказать, что тягач получился весьма удачным. Его прямым аналогом можно считать немецкий 5-тонный полугусеничный тягач Sd.Kfz.6. Американская машина обладала более высокой удельной мощностью, "немец" выигрывал только на шоссе, причем не сильно. Да и то, если ехал порожняком. По мере ухудшения дороги HST M5 вырывался вперед, поскольку его ходовая часть больше подходила для плохих дорог (про целину и говорить не приходится). При этом машина получилась массовой: с мая 1943 по май 1945 года сдали 5290 HST M5.
"Тестируйте правильно!"
К моменту появление в Советском Союзе HST M5 в Красной Армии наблюдались крайне интересные процессы. Дело в том, что еще в 1941 году прекратился выпуск тягачей, способных, без проблем, таскать артиллерию большой мощности. Целее они, в ходе эксплуатации, не становились, поэтому шел постоянный поиск альтернатив. Без мехтяги орудия не оставались, но приходилось импровизировать. Собственно говоря, американские тяжелые трактора, которые поставлялись по ленд-лизу, направлялись и на такие задачи.
Особенно поиск альтернативной мехтяги для орудий большой мощности стал проявляться в конце 1943-начале 1944 года. Касалось это не только 203-мм гаубиц Б-4, но и "большого дуплекса" - 210-мм пушки БР-17 и 305-мм гаубицы БР-18. Вплоть до того, что американские тягачи предлагалось впрягать по два, такая система была вполне нормальной для Красной Армии. Не стоит удивляться, что и High Speed Tractor M5 (в нашей переписке он проходил как быстроходный скоростной трактор М5, либо средний трактор М5) решили проверить на предмет использования в подобном качестве.
3 апреля 1944 года один из прибывших тракторов М5 поступил на Гороховецкий АНИОП (Мулино). Было решено провести предварительные испытания, которые прошли в период с 10 по 17 апреля. Согласно программе испытаний, предполагался пробег на дистанцию 200 километров без нагрузки и 150 километров с орудием БР-17. При этом испытания получились специфичными с самого начала. Еще в ходе обкатки выяснилось, что не включаются 1-я и 2-я передачи. Поэтому первый пробег проходил на 3-й и 4-й передачах. Дальше танк встал на ремонт, в ходе которого дефект частично устранили. По крайней мере 1-я передача стала включаться.
В ходе ходовых испытаний удалось достигнуть скорости 54 км/ч, а средняя скорость составила 31 км/ч. По проселку средняя скорость снижалась до 13-15 км/ч. Поскольку мотор был бензиновый, расход топлива оказался относительно высоким. По шоссе он составил 105 литров на 100 километров, а по проселку - 210 литров. Более интересно было другое. Испытатели отмечали, что узкие траки стали причиной не лучшей проходимости машины. Она садилась на днище, буксовала. Также имелись проблемы, связанные с управляемостью машины. На заснеженной дороге ее заносило. В ходе пробега машину занесло и она застряла в речке, попытка использовать собственную лебедку успеха не принесло. Пришлось использовать трактор Allis-Chalmers HD-10DW.
Главной проблемой стало то, что как тягач орудия БР-17 быстроходный американский трактор не годился. Это и неудивительно, ведь он создавался для таскания совсем других систем. На Гороховецком АНИОП сделали правильные выводы, указав, что тягач должен использоваться для корпусной артиллерии. Но ни в Арткоме ГАУ, ни на АНИОП таскать корпусные орудия не предполагали. Уже позже прошли испытания возкой 203-мм мортиры М-4, но проходили они весьма поверхностно.
По этому поводу было высказано, мягко говоря, удивление со стороны гереал-майора А.И. Дацюка. В сентябре 1944 года начальник тракторного управления управления мехтяги самоходной артиллерии ГАУ КА направил письмо в Артком ГАУ. По информации Дацюка, ряд выводов было сделано неправильно, а также имелся ряд ошибок. Это подтверждалось фронтовой эксплуатацией М5. Полноценные испытания тягача провели уже в начале 1945 года, которые, впрочем, уже мало что решали. Последние HST M5 прибыли в СССР к осени 1944 года, больше поставлять их не планировали.
Вместе с тем, американский быстроходный тягач вполне нашел свою нишу в системе мехтяги Красной Армии. Он хорошо подходил на роль средства мехтяги 152-мм гаубицы-пушки МЛ-20 и 122-мм корпусной пушки А-19. Именно в таком виде он и применялся во время войны. Впервые их применили в ходе Львовско-Сандомирской операции. Причем высокая скорость передвижения учитывалась с точки зрения боевого применения. Подразделения, куда попали быстроходные тягачи, были закреплены за танковыми соединениями. Одним словом, скоростные тягачи вполне пригодились. И их можно считать самыми полезными зарубежными тягачами.
До наших дней ни одного "советского" HST M5 не сохранилось. Тем не менее, такие машины есть в России. Одна из них стоит в Верхней Пышме. Второй можно видеть в Музее Техники Вадима Задорожного, эту машину недавно "обновили". Несмотря на то, что никакого следа в отечественном тракторостроении HST M5 не оставил, сама машина оказалась полезной. Правда, она оказалась немногочисленной. Но тут деваться было некуда, у самих американцев со скоростными тягачами наблюдалась напряженка.
Список источников:
ЦАМО РФ
usautoindustryworldwartwo.com
Другие статьи по американским гусеничным и полугусеничным тягачам:
Рассказ о High Speed Tractor M5 из Музея Техники Вадима Задорожного