Почему мы любим читать? Причин множество и, наверное, не в последнюю очередь потому, что книга позволяет легко путешествовать между мирами, выбирать по вкусу время и обстоятельства. Однако порой могут возникать неожиданные загвоздки. Например, читаешь кого-то из современников, и все мотивы и действия персонажей понятны и логичны, но стоит лишь открыть классическую литературу, как могут начаться сложности. Взять хотя бы пушкинского «Евгения Онегина».
Это произведение заставляло своих первых читателей и хохотать до колик в животе, и стыдливо краснеть. Каждую последующую главу ждали так, как сегодня мы ждём новый эпизод полюбившегося сериала. Но времена изменились. И теперь то, что забавляло читателей 200 лет назад, может вызвать недоумение у нашего современника. То же самое со снами Веры Павловны в романе Николая Чернышевского «Что делать?». Помните, как мечтала она об алюминиевой посуде – признаке достатка и роскоши? Нам в XXI веке это кажется странным, ведь подобная посуда встречается повсеместно и стоит сравнительно дёшево. А для современников Чернышевского это было в порядке вещей, ведь открытие алюминия состоялось совсем недавно и этот металл был редкостью.
Что же делать? Оставить классические произведения в дальнем углу шкафа и «полку, с пыльной их семьёй, задёрнуть траурной тафтой»? Конечно же нет! Можно, например, среди всех изданий приглянувшегося произведения выбрать те, что снабжены сносками и подробными комментариями, можно обратиться к словарям, а можно открыть книгу известного филолога, журналиста и исследователя истории Москвы Юрия Александровича Федосюка «Что непонятно у классиков, или Энциклопедия русского быта XIX века».
Юрий Александрович понимал, как важно дать читателям возможность «глубже постигать произведения классиков, оживив многие строки, потускневшие из-за того, что содержащиеся в них понятия сданы в архив нашей эпохи». Рукопись он завершил ещё в далёком 1989 году, но увидеть её напечатанной не успел. А жаль, книга получилась отменной. И даже сейчас тридцать лет спустя она пользуется популярностью, выдержав не меньше десятка переизданий.
Работа не зря носит подзаголовок «Энциклопедия русского быта XIX века». При относительно небольшом объеме (около 260 страниц) она содержит множество интересных сведений и удачно структурирована. Тринадцать глав освещают спектр важнейших тем: народный календарь, родство и свойство, меры и веса, деньги и ценные бумаги, земли и власти, чины и звания, армия и гвардия, ордена и медали, дворяне и крестьяне, другие сословия, костюм и причёски, средства передвижения, быт и досуг. Каждая глава разделяется на несколько частей. Лучше всего читать книгу целиком, но при необходимости здесь легко найти информацию по многим конкретным вопросам. Например, о том, как выглядит та или иная масть лошади, как был организован штат дворовых, что означал какой-либо знак воинского отличия, каков был статус и обязанности надворного советника, чем отличались чиновники XV класса, какова ценность полушки и что такое катеринка. И всё это не «собранье пёстрых глав» или разрозненных сухих фактов, а живой завораживающий рассказ о том, как жили писатели и их герои. Исторический материал иллюстрируется примерами из известных произведений русской литературы XVIII-XX веков, а в завершающей части издания вы найдёте алфавитный указатель толкуемых слов.
Книга Юрия Федосюка может стать вашим первым шагом в удивительный мир русской культуры, после которого можно будет пойти дальше к не менее завораживающим работам Юрия Михайловича Лотмана, например, к «Беседам о русской культуре». И если последние рассчитаны на читателя, имеющего определённую подготовку, то издание «Что непонятно у классиков» можно с удовольствием читать всей семьёй.
Заинтригованы? Тогда приходите пошуршать страницами и обсудить прочитанное к нам в библиотеку им. Н.А. Добролюбова. До скорой встречи!
Текст Анны Пушкаренко