Перед вами предание-сказка, рассказанная черневым татарином по имени Акча из села Едиган.
Она показывает то, какими событиями был наполнен повседневный быт жителей Северного Алтая.
Если из этого сказания убрать местный колорит, то останется единая для всех народов мира мудрость, заключающаяся в поиске справедливости, или – непримиримой борьбе «добра» и «зла», где основными героями являлись богатыри, как воплощение силы, мощи, мудрости.
«Каратты хан был стар и бездетен; у него была тайга (высокая снежная гора) и желтое море (Сары-Далай).
Раз он пошел на тайгу, услышал гром, испугался и прибежал домой.
На золотой престол к нему упало золотое письмо от Кара Гулы, который грозил войной.
Каратты хан написал Кара Гуле такой ответ: «Я стар и неспособен воевать, видно мой народ будет твоим!».
Сам взошел на тайгу, заплакал и сказал: «Нет у меня сына, который заступился бы за меня! Вернувшись домой, он узнал, что его жена в его отсутствие родила сына. Каратты хан отнес его на тайгу и там спрятал под корнями березы. Когда он вернулся, у него в юрте уже сидел Кара Гула. Он сурово спросил Каратты хана: «говори скорее, или будешь воевать, или идешь в подданство?». Каратты хан пошел в подданство. Кара Гула увел его со всем народом, и Каратты хан обеднел. Одна серая лошадь и пять козлов (ичке) убежали назад. Кара Гула не мог их догнать.
На старом месте остались старик и старуха. Однажды, старик говорит своей жене: «Где-то спрятан сын Каратты-хана, надо его поискать». Старик пошел на тайгу, нашел ребенка и принес домой, а между тем, прибежала лошадь и пять козлух; молоком последних старики стали кормить ребенка. Пришли к старику семь волков и стали просить отдать им ребенка, или единственную бывшую у них корову. Старик хотел отдать корову, но мальчик уговорил старика отдать его; он был отдан волкам. Тотчас же он убил их одной стрелой и из их шкур сшил себе одну рукавицу.
После того сын Каратты хана стал допрашиваться у стариков: кто его отец. Когда ему сказали, что отец его Караты хан, уведенный в плен Кара Гулой, юноша решился ехать отыскивать отца. Сначала он помолился Курбустун хану, чтобы тот дал ему коня. На другой день является огромный бык, подседельные потники на нем велики как степь, седло как гора. Сын Каратты хана поехал, обратившись в Тастаракая (плешивца).
Когда он вошел в юрту Кара Гулы, тот спросил его: «Зачем ты, худой мальчишка приехал?» «Я приехал сказать, что у меня не хватает заплатить тебе подать». Кара Гула прогнал его.
Сын Каратты хана заехал к своему отцу. Отец его не узнал. В то время как сын сидел в юрте отца, его сивый бык (кок буха) начал рыть копытом землю. Когда сын Каратты хана услышал шум и вышел из юрты, бык говорит ему: «Что ты делаешь? Есть Сумер Улан тайга и озеро Сут-куль; в этом озере марал в марале душа Кара Гулы; если овладеешь этой душой, и Кара Гула будет в твоих руках».
Поехал Тастаракай добывать душу Кара Гулы. Подъехав к Суть-кулю, Тастаракай обернулся серой мышью, а его бык - звездой и оба они поднялись на небо.
Марал (Муйгак) также поднялся на небо, но бык схватил его и спустился с ним на землю. Здесь Тастаракай взрезал маралу живот, вынул золотой ящик, и, открыв его, нашел в нем трех перепелок (будене).
Тастаракай положил их в карман и приехал к Кара Гуле. Богатыри, которых имел Кара-Гула, не пускают Тастаракая, говоря, что Кара Гула болен.
Тастаракай объявил им, что он лекарь и может вылечить больного. Тогда его впустили.
Кара-Гула ласково спросил его: «Кто ты, хороший мальчик?» Тот отвечал: «Я сын Тастаракай». И ударил Кара Гулу по щеке.
Кара Гула осердился и начал кричать. Тогда Тастаракай принял богатырский вид и убил Кара Гулу. Потом он пришел к своему отцу и матери и признался, кто он.
Собрали народ и дали богатырю имя Кан-Улитэй на красно-рыжей лошади (кызыл джтрен атту) и алкыш (благословение)…»
Очерки Северо-Западной Монголии, С. Петребург, Типография В. Киршбаума, в д. М-ва Финансов, на Дворцовой площади. 1883 г.
Путешествия продолжаются…Ольга Шадрина. Фото автора