Найти в Дзене
Дядька Черномор

Разочарование тем, чем Крым всегда гордился.

У верхнего входа в Никитский ботанический сад.  Фото автора.
У верхнего входа в Никитский ботанический сад. Фото автора.

Крым - удивительное место, то есть место, способное удивлять. Причём удивлять постоянно и даже тех, кто его хорошо знает. Я, прожив в Крыму более сорока лет не перестаю удивляться и восхищаться его природным волшебством. За эти годы побывал почти во всех местах полуострова, но всё равно открываю для себя много нового и удивительного. Крым – чрезвычайно разнообразен. Здесь есть и моря и горы, просторные степи и узкие ущелья, горные озёра и солёные лиманы с лечебной грязью и восхитительный воздух насыщенный ароматами юга.

Мы, крымчане гордимся своим Крымом, хотя, казалось бы, довольно странно гордиться природой, то есть тем, что ею самой и было создано. Ан, нет! Вот если бы вы побывали в Крыму лет двести назад - он не произвёл бы на вас особого впечатления. Вместо дворцов, окруженных прекрасными парками, вас на Южном берегу Крыма встретили бы густые непролазные заросли дикой растительности на осыпающихся горных склонах.

Рыбацкая деревушка Джалита, даже отдалённо не напоминала бы вам красавицу Ялту, да и добраться сюда тогда возможно было только по морю на лодке, Никаких дорог вдоль берега моря в то время не существовало. Как не существовало остроконечной зелёной кипарисной архитектуры - основной ландшафтной особенности ЮБК. Я уж не говорю про пальмовые аллеи. Потому, что это результаты человеческого труда на протяжении последних двух столетий.

Пальмовая аллея Нижнем парке.Фото автора.
Пальмовая аллея Нижнем парке.Фото автора.

Природный ландшафт Крыма поменялся благодаря сравнительно небольшому участку земли возле деревеньки Никита, где указом Александра I в 1811 году был образован «Казённый императорский экономический сад», называемый теперь просто Никитским ботаническим садом (НБС). Именно адаптированные под здешний климат и выращенные здесь растения стали основой для многочисленных парков не только Крыма, но и всего Черноморского побережья. Многие крымские сорта плодовых деревьев и кустарников тоже выходцы из этого сада.

Одно из первых мест Крыма, которые я посетил после переезда в Крым в 1981 году был именно Никитский ботанический сад, в котором за многие годы проживания в Крыму я побывал десятки раз, но каждый раз, к сожалению, впечатления от его посещения становились всё грустнее. Особенно это чувствуется в сравнении с некоторыми другими парками, которые неуклонно прогрессируют в своём развитии и выглядят заметно ярче НБС. Например, парк Айвазовского..

Конечно, можно утешать себя тем, что НБС – это не просто парк для посещений и развлечений, а серьёзная научная база растениеводства, со штатом в восемьсот человек и забота о посетителях не есть первостепенная задача научного учреждения. Наверное, и такое утверждение имеет право на существование, но огромная цифра в полтора миллиона ежегодных посещений, говорит, что это не так.

Кедр ливанский сизый, плакучий в Верхнем парке.Фото автора.
Кедр ливанский сизый, плакучий в Верхнем парке.Фото автора.

Кстати, и практическая деятельность сада по обеспечению посадочным материалом вызывает определённые опасения. Раньше я почти каждый год наведывался в питомник Никитского ботанического сада в Партените, где был большой ассортимент растений, но последний раз, года три назад вернулся оттуда пустой – выбирать было не из чего. Персонал питомника высказывал опасение, что он вскоре прекратит своё существование.

Никиту я, в последние годы, посещать и привозить сюда своих гостей стал редко. Как-то поблекло в моих глазах его великолепие. Вот и опять, побывав там несколько дней назад я в очередной раз разочаровался. Мои гостьи – три бодрых дамы пожелали посетить НБС. Пришлось и мне вместе с ними прогуляться, по знакомым тропинкам.

В Нижнем парке. Фото автора.
В Нижнем парке. Фото автора.

Возраст всё-таки берёт своё. Раньше мне сад не казался таким большим, тем более мои дамы отважились на сомнительное предприятие и, кроме традиционного Верхнего и Нижнего парка ,посетить и расположенные ещё ниже Монтедор с Райским садом. Сомнительное потому, что даже традиционные Верхний и Нижние парки выглядят как-то не очень ухоженно. Большинство интересных для меня растений не имели табличек с их названием, хотя написать и установить табличку дело вроде пустяшное и вовсе не затратное.

В отличие от расположенных выше парков, Монтедор не пользуется такой популярностью, и народа там было очень мало. Возможно потому, что самый запоминающийся участок с гибискусами уже отцвёл и не производил должного впечатления. Зато очень впечатлила оранжерея с кактусами, хотя и она наполовину была закрыта для посетителей по непонятной причине. Я обнаружил там растение, которое я сам уже давно безуспешно пытаюсь определить, но спросить о нём было некого. Персонал в оранжерее, как и в обоих нижних садах напрочь отсутствовал. Да и сама оранжерея выглядела как древнее сооружение из позапрошлого века. В такие приглашать посетителей – не уважать себя. Вместо выставки получается посещение какого-то заброшенного склада.

Кактусовая оранжерея в парке Монтедор. Фото автора.
Кактусовая оранжерея в парке Монтедор. Фото автора.

Наверное, руководству Никитского ботанического сада пора пересмотреть своё отношение к миллионам своих посетителей, и превратить его посещение в праздник общения с экзотической природой, а не заурядные прогулки по неприбранным дорожкам. НБС пора снова стать законодателем мод в ландшафтно-парковом искусстве и селекции новых растений.

Порадовало лишь то, что стоимость посещения сада относительно невелика и пенсионерам и детям предоставляется пятидесятипроцентная скидка.

Особенно трудно было возвращаться от самого уровня моря к главному верхнему входу. Где-то полтора километра подъёма в гору. Никаких дополнительных услуг по подвозу посетителей обратно к началу маршрута, наподобие того, как это предлагается в серьёзных дендропарках мира, по-видимому, не предусмотрено. Такая недостаточная забота о посетителях, полностью нейтрализует все положительные эмоции связанные с посещением сада.

С чем связан некоторый упадок сада я объяснить не могу, но несомненно вопросы улучшения его деятельности необходимо обсуждать на общественном уровне. Этот драгоценный камень в оправе Крыма стоит особого внимания, для возрождения его былого значения в создании растительного разнообразия юга России.

Поддержите автора своими комментариями, лайками и подпиской.