То поколение украинцев, которое с нами сейчас воюет и уперто нас ненавидит, было воспитано на множестве снятых после 23.08.1991 г. фильмов. Из них я бы выделил три, на первом из которых хотел бы здесь остановиться. Он самый-самый первый в истории кино постсоветской Украины, снимался в течение 1991 года, когда СССР еще номинально существовал, а на экранах появился в 1992 году. Производство совместное: киностудий «Кобза Інтернейшнл Корпорейшн (Канада)» и «СП Кобза (Україна-Канада)». По факту, вторая – дочерняя фирма первой. Это к вопросу, за чей счет банкет. Режиссер и сценарист – Андрей Дончик. Титры и названия – на украинском и английском, то есть понятно, для какого зрителя снято. Впрочем, в России в том же 1992 году тоже разок по телевизору показали, вызвав восторг пришедшей к власти либералов.
Фильмы про дедовщину в армии снимались ранее в СССР («Караул» и «Делай-раз!»). Но в данном случае Канада проплатила чисто политический заказ. Главный герой, свободолюбивый западенец Билык, солдат первого года службы, подвергается издевательствам со стороны офицеров и старослужащих за свою национальную принадлежность и принципиальное намерение говорить в Советской армии только на мове, а в конце убивает своего главного обидчика. Предлагаю взглянуть на сам фильм, а затем по полочкам разберем степень его правдоподобности.
Теперь, что называется, «разбор полетов»…
Время действия – осень 1990 года. В эпизодах звучит ламбада и показана аэробика (то и другое в СССР достигло пика популярности именно к этому времени). Наверняка среди читающих эту статью найдутся те, чья срочная служба пришлась как раз на этот период. Вы могли бы представить в своей части прапорщика с хиппарской прической, разгуливающего по части в трениках (странно, что не в кальсонах или семейных труселях)? А также капитана, плюющего семечками в лица солдат на разводе?
А еще попробуйте представить в своей части гауптвахту, представляющую собой нечто среднее между гестапо и застенками испанской инквизиции времен Торквемады. Попав туда ближе к концу фильма, страдалец за правду Билык проходит все круги ада. Его: 1.Травят хлоркой. 2.Истязают холодом. 3.Давят морально, поместив в камеру со свихнувшимся солдатом (в реальности, такого бы мгновенно отправили на комиссию) и приставучим (на самом деле, такие в Советской армии не служили, режиссер-сценарист явно страну перепутал).
Поехали дальше. Тоже во второй части фильма младший командный состав части, закупив ящик алкоголя, выезжает в лес (в двух шагах от населенного пункта»!) с местными бл-ми для увеселений. Забавы ради стреляют из табельного оружия по пустым бутылкам. Напомню, на дворе осень 1990 года, впереди маячило неизбежное сокращение состава вооруженных сил, каждый желал под него не подпасть. А тут такой демарш. Они что – ненормальные? При том, как мгновенно разлетается в армейской среде любая информация?
В одном из эпизодов прапорщик пытается завербовать Билыка – чтобы тот носил на почту письма солдат и забирал приходящие, заодно их вскрывая, читая и докладывая содержание. Ох, какой бред! Прапорщику больше делать было нечего??? Напомню – 1990 год со всеми надвигающимися проблемами для кадровых военных. Кстати, ситуация в армии тогда только ленивыми не обсуждалась и была в центре внимания съездов всех уровней. Официально действовал союз защиты прав военнослужащих «Щит» во главе с полковником Виталием Уражцевым. При такой ситуации в обществе столь сюрреалистический концлагерь в данной части неизбежно оказался бы в центре общего внимания.
Еще один прокол режиссера-сценариста: главного гонителя Билыка, сержанта-старослужащего он зачем-то сделал тоже западенским украинцем по фамилии Кошачий. Это косяк изрядный. К концу 80-х принадлежность к национальным землячествам имела приоритет над дедовщиной. В реальности, Кошачий тихонько отвел бы Билыка в сторону, настучал по башке, чтобы вправить мозги, но от других «дедов» бы защищал, так же, как азербайджанец – азербайджанца, армянин – армянина, и так далее.
Я не говорю уже о том, что сам Билык ведет себя как полный неадекват и намеренно нарывается на проблемы. Это уже фантастика полная. Интересно, как бы он попробовал сотворить нечто подобное в американской армии или Иностранном легионе?
По-настоящему, так и армейский быт в Советской армии был совсем иным. Не было такой бешеной динамики, время текло монотонно и тягомотно, в духе сюжетов фильмов Феллини с бесконечным подшиванием подворотничков. Начальство изображало, что создает для подчиненных новые виды работ (часто весьма странные), а подчиненные изображали рвение в их выполнении. Все это иногда разнообразилось приятными (если не брать в расчет недосып) нарядами на кухню. Проблема дедовщины существовала, но в столь же растянутом виде и без драматических обострений.
Место съемки выбрано и обыграно умело. Средняя Россия, глухомань, убитый поселок городского типа с деградирующим спивающимся населением, голимой бедностью, уродливыми постройками, разбитыми дорогами, непроходимой грязью и лужами. Погода мрачная, непрерывно дождь, солнца в фильме нет ни разу. Все окрашено в мрачные, почти мертвые тона. Все сделано в духе овнорежиссера Сокурова. Вместе с «концлагерем» для создания из России образа законченного Мордора – самое то. Фильм ведь был создан для украинского и западного зрителя. Он показывался на Западе очень активно (начиная с Канады) и даже получил приз на одном из международных кинофестивалей.
Умеют ведь вести пресловутую «гибридную войну»!
Автор - Про Россию